7. БИОРИТМЫ И ЛЕТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

 

7.1. ОБЩИЙ ОБЗОР

На первый взгляд связь летных происшествий с биоритмами, если таковая существует, должна иметь в своей основе те же механизмы, что и рассмотренная в предыдущей главе связь биоритмов с ДТП. И действительно - в обоих случаях инциденты могут быть вызваны неадекватным восприятием информации, ошибками при принятии решений и сбоями при управлении. Однако это только внешнее сходство, принципиальных отличий достаточно много, в т.ч.:

# пилоту не надо учитывать «дорожно-транспортную обстановку» в небе, за него это делают диспетчеры;

# в небе нет ни пешеходных переходов, ни остановок, ни светофоров, ни гололедицы, ни плохого асфальта, ни открытых колодцев, зато есть облачность, турбулентности, грозовые фронты и стаи птиц;

# пилот, в отличие от водителя наземного транспорта, ведет самолет в трех измерениях и выполняет такие ответственные маневры, как взлет и посадка, при которых и происходит значительная, если не бОльшая часть летных происшествий;

# пилоту надо постоянно держать под контролем работу всех агрегатов и систем летательного аппарата, а также параметры полета - высоту, скорость и азимут, даже если он летит на автопилоте, и в случае непредвиденных отклонений принимать оперативные превентивные решения.

Однако самым большим оличием пилотов от водителей автомобилей является их уровень профессиональной подготовки, который у пилотов неизмеримо выше и поддерживается на должном уровне, при этом их физическое и психическое состояние находится под постоянным медицинским контролем. В силу этого вероятность совершения ошибочных действий у пилотов намного ниже, чем у водителей автотранспорта. Соответственно, и влияние их биоритмов на качество вождения самолетов, если таковое есть, должно быть существенно меньше выражено.

С точки зрения проведения исследований влияния биоритмов на летные происшествия их особенностью является ограничение свободного доступа к статистике, в силу чего этой проблематикой занимались структуры, непосредственно связанные с организацией и контролем полетов, в первую очередь структуры оборонных ведомств и структуры, ответственные за безопасность полетов. Кроме того, объем статистических данных по летным происшествиям существенно ниже, чем по ДТП. По указанным причинам число квалифицированных исследований в этой нише несколько ниже, чем в нише ДТП, но их результаты менее неоднозначны. Далее рассмотрим примеры исследований, по которым в открытом доступе сохранились публикации или косвенные сведения с количественными оценками.

 

7.2. ИССЛЕДОВАНИЯ «ПРОТИВ»

ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В ВМФ США

Исследование проводилось в Naval Postgraduate School Monterey, California. Результаты исследования изложены в отчете D.Sacher. The Influence Of Biorhythmic Criticality on Aircraft Mishaps, опубликованном в 1974 году. Были обработаны данные по 4346 летным происшествиям в морской авиации ВМФ США за период с 1968 по 1973 год.

Анализировалась статистика зависимости числа летных происшествий от степени критичности (criticality) дней биоритмов пилотов, которая определялась биоритмическими параметрами дней, в качестве которых были приняты следущие:

  • A - некритические дни;
  • B - одиночные критические дни физического цикла;
  • C - одиночные критические дни эмоционального цикла;
  • D - одиночные критические дни интеллектуального цикла;
  • B/C - совпадающие критические дни физического и эмоционального циклов;
  • B/D - совпадающие критические дни физического и интеллектуального циклов;
  • C/D - совпадающие критические дни эмоционального и интеллектуального циклов;
  • B/C/D - совпадающие критические дни всех трех циклов.

На начальном этапе анализировалась статистика по всей совокупности пилотов (см. таблицу 7.1).

Таблица 7.1

тип днявероятность
дня
число ЛП
ожидаемое
число ЛП
фактическое
оценка значимости
отклонения по X²
некритический день0.796443461.343469в пределах ср.стат.
одиночный (ФЦ)0.07585329.65315в пределах ср.стат.
одиночный (ЭЦ)0.06126266.26279в пределах ср.стат.
одиночеый (ИЦ)0.05138223.30227в пределах ср.стат.
двойной (ФЦ/ЭЦ)0.0058425.3628в пределах ср.стат.
двойной (ФЦ/ИЦ)0.0048921.2717в пределах ср.стат.
двойной (ЭЦ/ИЦ)0.0039617.1711в пределах ср.стат.
тройной (ФЦ/ЭЦ/ИЦ)0.000381.650в пределах ср.стат.
всего1.0000043464346

ФЦ - физический цикл, ЭЦ - эмоциональный цикл, ИЦ - интеллектуальный цикл.

 

Оценка значимости отклонения фактических данных от среднестатистических по методу хи-квадратов показала, что они не превышают среднестатистических, из чего был сделан вывод, что возможная связь между биоритмами и вероятностью летных происшедствий для всей совокупности испытуемых в данном исследовании не обнаружена.

В связи с отрицательным результатом была выдвинута гипотеза, что влияние биоритмов на вероятность летных происшествий может зависеть от возраста пилотов, т.к. с возрастом, с одной стороны, приобретаются навыки поведения в критических ситуациях, а с другой стороны, начиная с некоторого порога, могут ухудшаться параметры различных систем организма - скорость реакции. адекватность восприятия, координация движений, быстрота мышления и принятия решений и т.д. Для проверки данной гипотезы все испытуемые были разделены на пять возрастных категорий, в т.ч.

группа 1 - менее 25 лет;

группа 2 - от 25 до 29 лет;

группа 3 - от 30 до 34 лет;

группа 4 - от 35 до 39 лет;

группа 5 - более 39 лет.

Двойные и тройные критические дни в связи с малым для статистической оценки числом летных происшествий были объединены в одну группу мультикритических дней. Результаты анализа для данного варианта приведены в таблице 7.2

Таблица 7.2

NNCPEIMCΣPi
1404/389.4628/37.0926/28.9626/25.135/7.134890.1125
21897/1894.74168/180.45156/145.75122/122.2436/35.8223790.5474
3579/578.2261/55.0745/74.4834/37.37/10.937260.1670
4418/428.4941/40.8138/32.9635/27.646/8.15380.1238
5171/170.4417/16.2314/13.1110/11.02/3.222140.0493
Σ34693152792275643461.0
N - номер группы;
NC - число летных происшествий, приходящихся на некритические дни;
P - число летных происшествий, приходящихся на одиночные критические дни физического цикла;
E - число летных происшествий, приходящихся на одиночные критические дни эмоционального цикла;
I - число летных происшествий, приходящихся на одиночные критические дни интеллектуального цикла;
MC - число летных происшествий, приходящихся на все мультикритические дни (сумма для двойных критических дней PE, PI и EI и тройных критических дней PEI).
 
Через дробь указано число летных происшествий, ожидаемое при равномерном распределении.

Оценка значимости отклонений по методу X² показала, по утверждению автора, что в целом полученные результаты малозначимы и противоречивы, но при этом указывают на иррелевантность интеллектуального цикла и возможность маскирования им результатов по другим циклам, а также меньшую зависимость от биоритмов результатов в возрастных категориях более 30 лет. Поэтому следующим шагом стало исключение из статистики критических дней интеллектуально цикла. Соответствующие аналдитические данные для всей совокупности испытуемых приведены в талице 7.3.

Таблица 7.3

тип днявероятность
дня
число ЛП
ожидаемое
число ЛП
фактическое
оценка значимости
отклонения по X²
некритический день0.84783684.653696в пределах ср.стат.
одиночный (ФЦ)0.0808350.92332в пределах ср.стат.
одиночный (ЭЦ)0.0652283.43290в пределах ср.стат.
двойной (ФЦ/ЭЦ)0.006227.0026в пределах ср.стат.
всего1.000043464346

На основании оценки по методу X² автор делает вывод об отсутствиии в данном варианте значимых отклонений, подтверждающих наличие значимых корреляций между критическими днями физического и эмоционального циклов и днями летных происшествий. Этот вариант был также проанализирован для возрастных групп 1 и 2 (до 30 лет), но и в этом случае значимых отклонений обнаружено не было. Кроме того, были предприняты попытки обнаружить значимые корреляции еще и в целом ряде вариантов, в том числе для критических дней одного цикла в зависимости от фазы (+ или -) другого цикла, с учетом дней «до» и «после» критических, а также для летных происшествий, причиной которых был определен только человеческий фактор. Во всех случаях результаты также были неоднозначными и не в пользу наличия связи биоритмов с летными происшествиями. Однако при этом были зафиксированы некоторые интересные статистические эффекты, в частности, влияние на вероятность происшествий в критические дни одного биоритма фазы другого биоритма. Автор особо отмечает противоречивость статистики для разных возрастных нрупп. В частности, для групп 30 лет и старше, в отличие от групп младше 30 лет, влияние на вероятность летных происшествий по большей части отрицательное, нежели положительное или нейтральное.

ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В ВВС, АРМЕЙСКОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ США

Группой исследователей в составе J.H.Wolcott, R.R.McMeekin, R.E.Burgin, R.E.Yanowitch Отделения аэрокосмических патологий Института патологий Вооруженных Сил США (Division of Aerospace Pathology, Armed Forses Pathology Institute) в начале 1970-х годов было проведено несколько исследований по оценке влияния биоритмов на вероятность летных происшествий в ВВС, армейской и гражданской авиации. Результаты исследований были изложены в следующих публикациях (в открытом доступе отсутствуют):

# Correlation Of General Aviation Accidents With The Biorhythm Theory. 1977, Human Factors. 19, 3: 283-293.

# Correlation of occurrence of aircraft accidents with biorhythmic criticality and cycle phase in U.S. Air Force, U.S. Army, and civil aviation pilots.

Были проанализированы летные происшествия с участием 4279 пилотов гражданской и армейской авиации, а также 880 пилотов ВВС. Для всех категорий, а также для всей их совокупности, значимых корреляций между биоритмами и датами летных происшествий при оценке по методу хи-квадратов обнаружено не было. Так, для пилотов ВВС расчетное значение числа летных происшествий, приходящихся на критические дни физического, эмоционального и интеллектуального циклов для случая равновероятного распределения, составило 179.13 при фактическом значении 179. Такие же результаты были получены и для других групп и их общей совокупности. Не дали положительных результатов и оценки корреляций летных происшествий с 48-часовыми критическими интервалами, с фазами биоритмов, а также при исключении из анализа одного или двух биоритмов.

Указанными авторами с аналогичными результатами было проведено еще несколько работ по данной тематике, описанных в т.ч. в следующих публикациях:

# Correlation of biorhythm with accident occurrence and choice-reaction time performance. Aerospface Medical Association Preprints, 1977/

# Biorhythms - are they a waste of time? TAC Attack 15, 1976/

# Correlation of Occurrence of aircraft accidents with biorhythmic criticality and Cycle Phase. In: Recent Experierce/Advances in Aviation Pathology, Neuilly-sur-Seine: NATO, 1976.

# Correlation of general aviation accidents with the biorhythm theory. Human Factors 19, 1977.

 

 

 

 

7.3. ИССЛЕДОВАНИЯ «ЗА»

ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В ВВС ГРЕЦИИ

Исследование проводилось специалистом Греции Иоаннисом Фокасом в рамках диссертационной работы, выполненной в университете Embry-Riddle Aeronautical University - Daytona Beach (Флорида, США). Результаты исследования изложены в работе The Impact of Birthdate Biorhythms on Aviation Accidents Involving Hellenic Air Force Fighter Pilots, опубликованной в 1990 году, когда биоритмический бум уже фактически сошел на нет. Исследовались летные происшествия в истребительной авиации ВВС Греции, произошедшие вследствие ошибочных действий пилотов в условиях достаточного времени для принятия правильных решений и приведшие к их гибели или тяжелым травмам.

В банк данных для статистической оценки были отобраны 33 летных происшествия с фатальным исходом за период с 1972 по 1989 г.г. На каждого пилота расчитывались биоритмы физического, эмоционально и интеллектуального циклов за 37 дней до и 3 дня после летного происществия (см. рис. 7.1). При этом учитывалась не только дата рождения, но и время рождения, т.е. расчетные биоритмы смещались относительно начала суток на величину часа рождения. Кроме того, критические дни, приходящиеся на середину физического и интеллектуального циклов отсчитывались от середины текущего дня до середины следующего дня. Такой «почасовой» подход, по замыслу автора, должен был повысить точность анализа.

 карта биоритмов пилота

Рис.7.1. Карта биоритмов пилота

 

Сопоставление индивидуальных карт биоритмов с датами летных происшествий показало, что на критические дни пришлось 15 летных происшествий, в т.ч.

# на начальный критический день физического цикла - 0;

# на средний критический день физического цикла - 4;

# на начальный критический день эмоционального цикла - 4;

# на средний критический день эмоционального цикла - 2;

# на начальный критический день интеллектуального цикла - 4;

# на средний критический день интеллектуального цикла - 2;

при этом одно летное происшествие пришлось на совпадающие критические дни эмоционального и интеллектуального циклов.

Поскольку на критические дни пришлось порядка 45% от общего числа происшествий, что значительно превышает среднестатистическую величину 20.4% для равновероятного распределения, автор делает вывод об обнаружении в исследовании значимого влияния биоритмов на вероятность летных происшествий по вине пилотов. Однако при этом следует отметить, что исследованная выборка явно недостаточна по величине, а оценка статистической значимости корреляций не производилась.

ПРОЧИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследователи Hendrick H.W. и H.E.Jones в своем докладе Physiological biorhythm as a correlate of pilot error and accidents, сделанном в 1978 году на ежегодном семинаре организации Human Factors Society сообщили, что ими проведено исследование связи биоритмов с летными происшествиями и катастрофами, подтверждающее наличие таковой. В исследовании был проведен анализ авиационных катастроф, вызванных человеческим фактором, на примере двух групп по 25 пилотов, а также анализ летных происшествий, также вызванных человеческим фактором, на примере одной группы из 50 пилотов. 25 катастроф (13 из первой группы и 12 из второй) выпали на критические дни физического цикла пилотов. В группе летных происшествий число последних, выпавших на критические дни физического цикла, составило 20. Т.о. число катастроф и летных происшествий в критические дни физического цикла почти вдвое превысило расчетное значение для равномерного распределения. Тем самым, по заявлению авторов, наличие положительной корреляции вероятности катастроф и летных происшествий с биоритмами пилотов было гарантированно подтверждено.

 

Многие источники часто ссылаются на исследования некоего майора Уивера (Carl C.Weaver) со ссылкой на его публикацию Biorhythms, the question of up And downs в январском номере журнала U.S. Army Aviation Digest за 1974 год. В этой популярной статье, львиную долю которой составляет изложение истории и основ учения о биоритмах, он между делом сообщает, что за предшествующие публикации два с половиной года им лично были проанализирована примерно четверть летных происшествий в авиации ВС США, не связанных с отказами техники. В результате было обнаружено, что порядка 49% от их общего числа пришлось на критические дни трех циклов, а из их числа 64% пришлось на двойные критические дни. Автор также утверждает, что кроме этих корреляций им были обнаружены еще и корреляции с другими параметрами биоритмов. Однако при этом он не сообщает никаких подробностей получения столь феноменального результата, а именно, ни о числе проанализированных летных происшествий и их распределении по критическим дням биоритмов, ни об источниках данных, ни о принятых критериях критических дней, ни об использованном математическом аппарате и т.д. Отсутствие в статье какой-либо конкретики не позволяет считать исследование профессиональным и добросовестным, тем более, что его результаты вступают в явное противоречие с результатами описанных выше аналогичных исследований, проведенных в тот же период в авиации США.

 

Майор ВВС США Т.Брэди (T.Brady) в 1972 г. опубликова в журнале TAC Attack N12 статью под названием Bio-What?, в которой сообщал, что он исследовал 59 летных происшествий по вине пилотов ВВС и обнаружил, что 13 из них выпали на критические дни биоритмов, и что тем самым влияние биоритмов на вероятность летных происшествий подтверждена. Однако среднестатистическое значение происшествий для суммы критических дней трех циклов для данного общего числа происшествий при их равновероятном распределении равно 12, что всего на одно летное происшествие меньше фактического числа и, следовательно, фактическое число должно укладываться в рамки среднестатистических величин. Поэтому данный результат не может являться свидетельством наличия связи вероятности летных происшествий с биоритмами, тем более, что каких-либо технических подробностей по данному исследованию автор не привел.

 

В статье Cancel today, and save tomorrow (автор Williamson T.B.), опубликованной в 1975 году в журнале Air Scoop N15, сообщается, что при анализе 59 авиационных катастроф в ВВС США было выявлено, что 44% из них совпали с критическими днями биоритмов пилотов. Однако автор расширил понятие критических дней до 72-часовых интервалов, что и позволило получить столь высокий процент, практически совпадающий с результатом среднестатистической оценки для равновероятного ораспределения.

 

Родоначальник «биоритмичекого психоза» Томмен в своем нашумевшем бестселлере «Is This Your Day?» утверждал, что частный центр исследования авиационной безопасности Guggenheim Aviation Center при Корнельском Университете (Итака, штат Нью-Йорк, США) на рубеже 60-х - 70-х годов провел исследования связи биоритмов пилотов частных самолетов с вероятностью летных происшествий, и данное исследование показало, что на долю критических дней трех биоритмов пришлось около 80% всех летных происшествий. Однако никаких более подробных сведений о содержании и технической стороне данного исследования, а также каких-либо библиографических ссылок на первоисточники, Томмен не привел. Кроме того, какие либо публикации Guggenheim Aviation Center по вопросам связи биоритмов с летными происшествиями в информационном пространстве отсутствут. Соответственно, данная информация, как и изложенная выше информация о результатах исследований майоров Уивера и Брэди, доверия не вызывает.

 

Такого же рода куцые и неаргументированные сведения о якобы обнаруженной связи биоритмов пилотов с летными происшествиями привел в своем бестселлере Biorhythm: A Personal Science известный популяризатор биоритмов во времена эпохи биоритмического психоза Гиттельсон. В частности, он сообщил, что некий доктор Пирхер (Pircher) из Базеля (Швейцария) установил, что 70% из 204 исследованных им летных происшествий пришлись на критические дни, а некий специалист Кернах (Kernach) из Швейцарского кадетского тренировочного центра нашел, что из 130 проанализированных им летных происшествий c участием обучающихся в данном центре также 70% пришлось на критические дни.

 

7.4. КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

Как видно из приведенного обзора, ситуация с исследованием влияния биоритмов на летные происшествия во много схожа с рассмотренной в предыдущей главе ситуацией исследования влияния биоритмов на дорожно-транспортные происшествия, в т.ч.

  • основная часть исследований была проведена в период биоритмического бума;
  • бОльшая часть иследований, по которым имеются обстоятельные профессиональные отчеты, не подтверждает наличия связи биоритмов с летными происшествиями;
  • через некоторое время после затухания биоритмического бума отмечена попытка проведения нового исследований с изменением методических подходов.

Вместе с тем ряд исследователей отмечают существенное отличие проблематики связи биоритмов с летными происшествиями от проблематики их связи с ДТП, обусловленное существенно более высоким уровнем подготовки пилотов к действиям в критических ситуациях по сравнению с водителями наземных транспортных средств, в связи с чем влияние биоритмов может нивелироваться высокими профессиональными качествами, а также маскироваться влиянием других факторов.

Следует также отметить, что в отличие от дорожно-транспортной практики, в летной практике не было массового применения биоритмов для целей повышения безопасности полетов. Это, вероятней всего, свидетельствует о более трезвой оценке возможностей использования биоритмов специалистами по авиационной безопасности, чему, возможно, способствовали и более профессиональные исследования.

* * * * *

 

 

Опубликовано 14.10.2022. Последнее изменение - нет.

© Janto 2022 Все права защищены