1. ВВЕДЕНИЕ В ГИПОТЕЗУ О БИОРИТМАХ

 

1.1. ИСТОКИ ГИПОТЕЗЫ О БИОРИТМАХ

Принято считать, что периодичность жизненных процессов человека была открыта на рубеже 19 и 20 веков независимо двумя учеными. Одним из них был берлинский врач и психоаналитик Вильгельм Флисс (Wilhelm Fliess). О своем открытии он в 1890 году сообщил в письме Зигмунду Фрейду, а в 1897 году кратко описал его в работе Die beziehungen zwischen nase und weiblichen geschlechtsorganen (Cвязь между носом и женскими половыми органами). В 1906 году он уже подробно обосновал свою гипотезу о наличии строгой периодичности жизненных процессов человека в 584-страничной монографии Der Ablauf des Lebens. Grundlegung Zur Exakten Biologie (Течение жизни. Основания точной биологии). В этой работе он постулировал наличие у каждого человека эмоционального (28 дней) и физического (23 дня) ритмов, стартующих в момент его рождения, приписывая их при этом проявлениям соответственно женского и мужского начал.

Впоследствии Флисс обращался к теме биоритмов еще в нескольких работах, к числу которых относятся Mom Leben und Mom Tod (Жизни и смерти), Das Jahr im Lebendigen (Год в жизни) и Zur Periodenlehre (К теории периодичности), написанные им в период с 1909 по 1925 г.г.

Помощником Флисса в исследованиях биоритмов был врач и математик Ганс Шлипер (Hans Schlieper), написавший по результатам своего участия в данной работе две монографии - Der Rhythmus im Lebendigen: zur Entdeckung von W. Fliess (Ритм жизни: к открытию В.Флисса), изданную в 1909 году, и Das Raumjahr. Die Ordnung des lebendigen Stoffes (Космический год. Порядок живой материи), изданную в 1929 году. Т.о., хотя имя Шлипера в контексте тематики биоритмов упоминается редко, его с полным основанием можно считать соавтором гипотезы, выдвинутой Флиссом.

 

Замечание. Строго в циклы 28 и 23 дня у Флисса укладывалось очень мало данных. Поэтому он высказал «спасительное» предположение, что все периодические процессы в организме являются следствием совместного проявления эмоционального и физического циклов. Комбинируя в разных арифметических сочетаниях и пропорциях циклы 23 и 28 дней он получал результирующие циклы с любым наперед заданным интервалом, делая вывод, что в основе повторяемости жизненных процессов лежат именно эти два периода. Такой подход опирается на голую нумерологию, а не на какие-либо биологические модели, поэтому критики Флисса относили его доказательства существования биоритмов к псевдонаучным.

Книга Вильгельма Флисса Течение жизни

Рис.1.1. Обложка и фрагмент одной из страниц книги Вильгельма Флисса
«Течение жизни».

 

Другим независимым «первооткрывателем» биоритмов считается венский врач Германн Свобода (Hermann Svoboda), опубликовавший в 1904 году свою работу Die Perioden des Menschlichen Organismus in ihrer psychologischen und biologischen Bedeutung (Периодичность человеческого организма и ее психологическое и биологическое значение). В ней он тоже рассматривал всего лишь единичные случаи наблюдения им периодичности жизненных процессов, причем не только с периодами 23 и 28 дней, но и с целом рядом других, в т.ч. с периодом 46 часов, т.е. на 2 часа меньше полных суток. Впоследствии он, как и Флисс, неоднократно обращался к теме биоритмов, в частности, в работе Die kritischen Tage des Menschen und ihre Berechnung mit dem Periodenschieber (Критические дни человека и их расчет со сдвигом периода), опубликованной в 1909 году, в которой привел формулу для расчета биоритмов, получившую впоследствии его имя, а также в опубликованной в 1917 году еще одной работе Das Siebenjahr. Untersuchungen uber die zeitliche Gesetzmassigkeit des Menschenlebens (Семь лет. Исследования временной закономерности жизни человека).

Флисс утверждал, что Свобода украл идею биоритмов у него, и этому, якобы, способствовал Фрейд. Свобода же в своей работе Die gemeinnutzige Forschung und der eigennutzige Forscher. Antwort auf die von Wilhelm Fliess gegen Otto Weininger und mich erhobenen Anschuldigungen (Бескорыстное исследование и корыстный исследователь. Возражения на обвинения, выдвинутые Вильгельмом Флиссом против Отто Вайнингера и меня, 1906 г.) обвинения в краже идеи биоритмов отвергал, поскольку опубликовал свою основополагающую работу на два года раньше основополагающей работы Флисса, при этом в ней честно сослался на первую работу Флисса от 1897 года. В истории вопрос приоритета так и остался открытым и в публикациях в качестве «отцов» биоритмов, как правило, упоминают обоих, якобы пришедших к идее о биоритмах независимо друг от друга. Однако независимость «открытия» биоритмов с периодами 23 и 28 дней вступает в явное противоречие с современной трактовки учения о них как псевдонауки.

 

Третий биоритм - интеллектуальный был добавлен в ставший после этого классическим «пакет» биоритмов, как утверждается в большинстве источников, в 20-е годы прошлого века австрийским преподавателем из Инсбрука доктором Альфредом Тельтшером (Alfred Teltscher). Период этого ритма составил 33 дня, а данными для его вычисления послужили результаты успеваемости студентов. Однако какие-либо публикации Тельтшера, равно, как и ссылки на них, на момент написания настоящего обзора в Сети отсутствовали.

По данным некоторых источников, независимо от Тельтшера интеллектуальный цикл был «обнаружен» также Рексфордом Б. Херси (Rexford B. Hersey), профессором Университета Пенсильвании (США), изучавшим влияние физиологических и психологических факторов на трудовую деятельность работников. Соответствующие выводы были, как утверждается, озвучены им в работе Workers' Emotions in Shop and Home: A Study of Individual Workers From the Psychological and Physiological Standpoint, опубликованной в 1932 г. Однако ее просмотр автором настоящего обзора показал, что никаких упоминаний о биоритмах, в т.ч. интеллектуальных или иных с периодом 33 дня, в ней нет. Более того, автор указывает на цикличность показателей трудовой деятельности не с постоянными, а с произвольными переменными периодами, зависящими от ряда внешних факторов, но никак не от даты рождения.

Т.о, ситуация с «открытием» интеллектуального ритма еще более неоднозначна, чем с физическим и эмоциональным ритмами, поскольку релевантные первоисточники вообще отсутствуют. В результате упомянутых неоднозначностей впоследствии понятие биоритма стало обрастать различной псевдонаучной конкретикой, по большей части надуманной, а не вытекающей из практических данных, но создающей более детерминированный образ с целью достижения высокого уровня доверия у потребителей. Эта динамика, вплоть до объявления о «смерти» гипотезы о биоритмах с приклеиванием ей ярлыка «псевдонауки», кратко будет рассмотрена ниже, а в полном объеме - в последующих главах. Сейчас же остановимся более подробном на том, что такое биоритм в различных интепретациях.

 

1.2. ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ПАРАМЕТРЫ БИОРИТМОВ

Понятие о биоритмах, введенное на заре их «обнаружения», сохранилось до наших дней практически в неизменном виде. Согласно этому понятию биоритм есть циклическое изменение некоторой функциональной характеристики, способности или состояния организма человека в течение всей его жизни, начиная с даты рождения, которое происходит с постоянным периодом, измеряемым днями, и не зависит от внешних или внутренних факторов.

Биоритмы, «обнаруженные» первыми - физический, эмоциональный и интеллектуальный, считаются основными, классическими, и именно на их исследовании были сосредоточены основные усилия научного сообщества. Впоследствии, на волне бума 70-х - 80-х годов, к ним был добавлен еще десяток.

В биоритмах принято выделять активные (положительные) фазы, когда энергетический потенциал организма, связанный с функциональной характеристикой, достаточно велик и может эффективно расходоваться на решение соответствующих ее функционалу задач, пассивные (отрицательные) фазы, когда потенциал функциональной характеристики мал и не может эффективно расходоваться на решение соответствующих ее функционалу задач, а также критические дни, когда потенциал меняет знак с переходом от пассивной фазы к активной и наоборот, от активной фазы к пассивной. Считается, что в критические дни соответствующий функционал организма находится в некоем неустойчивом состоянии, что может вызывать негативные сбои.

классический график биоритма

Рис.1.2. Наиболее распространенное представление графика биоритма

 

Однако такое представление не совсем соответствует изначальной трактовке классиков физического и эмоционального биоритмов, которые определяли их периоды как интервал между двумя критическими днями, т.е. на один период ритма у них приходился только один критический день, который являлся граничным днем периода.

 

Вариант классиков лучше соответствует физической сути биоритмов, поскольку перевод чего-либо из пассивного состояния в активное путем подачи энергии обычно несет определенный риск нештатной ситуации, будь то старт ракеты, включение электролампочки, поднятие атлетом штанги или что-либо еще. В противоположность, процесс перехода чего-либо в пассивную фазу за счет отключения источника энергии, например, выключение электролампочки, обычно не вызывает перегрузок и не несет опасности. Тем не менее, изменение фазы процесса в этом случае все-таки имеет место и соответствующие дни можно было бы назвать критическими, но с приставкой «псевдо».

Надо также отметить, что Свобода, например, считал, что биоритм - это, безусловно, волновой процесс, но с неповторяющимися в течение периода значениями, поэтому должен интерпретироваться не плоской двумерной синусоидой, а объемной трехмерной спиралью.

Что касается Тельтшера, то его трактовка «открытого» им интеллектуального биоритма, в т.ч. его критических дней, вообще неизвестна из-за отсутствия в информационном пространстве его печатных работ. Херси же, которому приписывается независимое «открытие» того же интеллектуального ритма, в своей упомянутой выше работе отмечал лишь наличие периодического изменения работоспособности и качества выполнения работниками работ без какого-либо суждения об активных и пассивных фазах и критических днях.

 

В ряде источников встречается понятие «мини-критических» дней, к которым относят дни максимумов и минимумов энергетического потенциала, считая, что смена направления изменения энергетических возможностей также отражается на функционале организма.

Некоторые исследователи утверждали, что синусоидальная форма графика биоритма не соответствует циклу накопления и расходования энергии организма и предлагали свои варианты. В частности, Морт Гейл (Mort Gale), известный участник компании «второго дыхания» биоритмов, развернувшейся с середины 60-х - начала 70-х годов, представлял биоритмы в виде колебаний треугольной формы, при этом активной фазой считал рост энергетического потенциала, пассивной - его спад, а дни его максимумов и минимумов, в которых заряд организма энергией сменяется его разрядом или наоборот разряд сменяется зарядом, считал критическим днями, соответствующими критическим дням классического графика (левый кадр рис.1.3). Такое представление он аргуметировал тем, что оно как бы со всей очевидностью показывает принципиальное отличие следующих друг за другом критических дней. Однако и такая форма не соответствует критическим дням в трактовке классиков, о чем было сказано выше.

На правом кадре показана еще одна альтернативная форма представления биоритма, в которой вместо гладкой синусоиды используется ломанная линия, подчеркивающая резкое изменение энергетического потенциала в окрестностях критических дней.

альтернативные формы графиков биоритмов

Рис.1.3. Альтернативные формы графиков биоритмов

Левый кадр - представление графика биоритма Мортом Гейлом (источник иллюстрации - архивная копия сайта Морта Гейла mortgale.com). Правый кадр - представление графика биоритмов ломанной линией (источник иллюстрации - сайт von Bronewski wect-die-lebensgeister.de)

 

Если критические дни двух ритмов совпадают, то считается, что они образуют двойной критический день, существенно более опасный, чем каждый из совпавших одинарных. И еще более опасными считаются тройные критические дни, когда совпадают критические дни трех ритмов. При этом надо отметить, что общепринятая трактовка двойных и тройных критических дней страдает ограниченностью, т.к. не учитывает, что совпадать могут критические дни как одинакового направления смены фаз, так и протовоположного, что также не учитывается и в оценке периодов их повторения (подробнее см. в главе 2).

 

1.3. РОСТ ИНТЕРЕСА К БИОРИТМАМ

Первая волна интереса к биоритмам охватывает период с конца 20-х до начала 40-х годов. Он был продиктован теоретической возможностью использования биоритмов для прогнозирования периодов, благоприятных и неблагоприятных для выполнения организмом человека определенных функций, в т.ч. связанных с сопротивляемостью заболеваниям, управлением транспортными средствами, выполнением производственых операций, учебой, спортивными результатами и пр. Большинство исследований, проведенных в это время, по заявлениям их авторов, подтверждало наличие у человека биоритмов и возможность их использования в человеческой деятельности.

Применительно к данному этапу чаще всего упоминаются имена Альфреда Юдта (Alfred Judt) и Ганса Швинга (Hans Schwing). В частности, Юдт исследовал влияние биоритмов на спортивные достижения, в т.ч. в работе Sport-Uhr: Bio-Rhythmen-Uhr (Спортивные часы: часы с биологическим ритмом, соавтор Ellegaard Ellerbeck, издана в 1929 году), а также в работе Biologische Rhythmen und Sportleistungen: eine Einfuhrung in die Periodenlehre (Биологические ритмы и спортивные показатели: введение в теорию периода, издана в 1941 году). В них он заявлял об обнаружении им связи между биоритмами и физическими возможностями спортсменов, а также изложил рекомендации по учету данной связи для достижения высоких спортивных результатов и привел разработанные им таблицы для расчета биоритмов.

Второй из упомянутых выше исследователей первой волны Ганс Швинг, выпускник Высшей Инженерной Школы Цюриха, известен своей работой Uber biorhythmen and deren technische anivendung (О биоритмах и их техническом применении, 1939 год), в которой приводит результаты обработки им данных страховых компаний, согласно которым 57% из более, чем семисот проанализированных страховых случаев, приходится на критические дни физического и эмоционального циклов.

Вторая волная интереса пришлась на послевоенные 50-е годы. Наиболее цитируемыми авторами этого периода являются Райнхольд Бохов (Reinhold Bochow) из Берлинского Университета им. Гумбольдта и швейцарский изобретатель Ганс Фрух (Hans Fruh, иногда пишется Hans Frueh). Бохов в своей диссертации Der Unfall im landwirtschaftlichen Betrieb (Происшествия в сельскохозяйственном производстве), написанной в 1954-55 годах по результатам исследований, проведенных совместно с доктором Й.Зенневальдом, сделал вывод, что почти все нештатные ситуации, связанные с использованием работниками обследованных агропредприятий сельскохозяйственных машин, приходятся на критические дни, в т.ч. 26,6% - на одинарные, 46,5% - на двойные и 24,7% - на тройные.

Ганс Фрух в своих работах Triumph der Lebensrhythmen: Das Zeitgesetz im Lebensablauf (Триумф ритмов жизни: закон времени в жизненных циклов, опубликована в 1954 году) и Sieg der Lebens-Rhythmen (Победа жизненных ритмов, опубликована в 1961 году) также был на стороне биоритмов. Ему также приписывается идея изображения биоритма в виде синусоиды с положительными и отрицательными полуволнами и двумя критическими днями в периоде, а также разработка первого механического калькулятора биоритмов. Именно эти два инновационных момента - график в виде синусоиды и калькулятор фактически стали стартовой ступенькой для бума 70-х - 80-х годов. А «бикфордовым шнуром» для взрыва массового интереса к биоритмам послужила вышедшая в 1964 году и ставшая бестселлером научно-популярная книга Дж. Томмена «Биоритмы: ваш ли этот день?» (G. Thommen. Biorhythms: Is This Your Day?). В короткое время понятие биоритма проникло не только в сознание рядовых обывателей, но и стало центром притяжения многочисленных исследователей и изобретателей, падких на сенсации журналистов и популяризаторов, а также различных мистификаторов, лжеученых и прочих проходимцев от науки. По меткому выражению, использумому в исследованиях культурологического феномена биоритмов, наступила эра массового биоритмического психоза.

Рис.1.4. Этапы жизненного цикла гипотезы о биоритмах от ее рождения до бума 70-х - 80-х годов

 

1.4. БИОРИТМИЧЕСКИЙ БУМ 70-х - 80-х ГОДОВ

Биоритмический бум, начавшийся в 70-х годах прошлого века, отличался, прежде всего, шквалом научно-популярного контента - книг, журнальных публикаций, лекций, фильмов, радио- и телепередач и пр., а также появлением на рынке разнообразных механических и электронных калькуляторов для расчета биоритмов. В массовом сознании укоренялась мысль, что существование у человека биоритмов не подлежит сомнению, и надо научиться их эффективно использовать для достижения гармонии сосущестования с окружающим миром и наилучших результатов в своей самореализации. Биоритмы уверенно заняли место в одном строю с астрологией, антропософией, сайентологией, восточными практиками и прочими техниками самосовершенствования и саморегулирования и даже были взяты на вооружение на предприятиях как инструмент повышения производительности труда.

Такое положение создавало благоприятные условия для новых откровений, изобретений и открытий в области «науки» о биоритмах, ибо их востребованность и рыночный успех были гарантированы. И они не заставили ждать. Сначала продолжатель дела Томмена, уже упомянутый выше Морт Гейл, изобрел четвертый биоритм - интуитивный. Потом в общий список были включены совсем уж эзотерические ритмы - сопереживания, эстетитический, самосознания и духовный. Кроме того, были «нафантазированы» еще и т.н. производные биоритмы, представляющие сумму двух разных биоритмов, в т.ч. ритмы результативности, мотивации, трезвомыслия, восприятия, успеха и др. Предлагались также и инновации в части форм представления биоритмов, о чем было уже сказано выше. Псевдо- квази и лженаучные компоненты одна за другой нанизывались на изначально кособокое тело гипотезы о биоритмах, придавая ему черты стройности, гармоничности и завершенности.

Резкое увеличение активности наблюдалось и в научно-исследовательской среде - отчеты о выполненных исследованиях появлялись, как грибы после дождя. Исследовалось все - от влияния биоритмов на различные происшествия на транспорте и в производстве до корреляций между биоритмами и усвоением образовательного материала и биржевыми котировками. Исследования проводили все - от студентов-дипломников и малоизвестных диссертантов до солидных организаций и военных ведомств. Кроме того, появлялись даже компании, специализирующиеся на исследованиях и разработках всего, что может быть связано с биоритмами. Наиболее ярким примером таковых стала учрежденная в 1980 году англичанкой Жакинтой Кроули (Jackinta Crawley) фирма London Biorhithm Company Ltd.

Однако результаты большинства серьезных исследований диссонировали с картиной научно-популярного тезауруса. В лучшем случае исследователи осторожно отмечали, что наблюдаемая ими при некоторых условиях статистическая связь между биоритмами и результатами человеческой деятельности незначительна и требуются дополнительные углубленные исследования. В этой обстановке начали раздаваться голоса, что искомых биоритмов не может быть по определению, поскольку нет их моделей, объясняющих их механизмы.

Рис.1.5. Биоритмический бум 70-х - 80-х годов

 

1.5. ТЕКУЩАЯ ФАЗА ИНТЕРЕСА К БИОРИТМАМ

Ажиотажный интерес к биоритмам в конце 80-х - начале 90-х годов стал постепенно уступать место растущему разочарованию: следование биоритмам не приносило успеха ни в индивидуальной практике, ни на преприятиях, а результаты исследований становились все менее обнадеживающими. Объем поп-контента стал падать, рынок калькуляторов стал сходить на нет, научные исследования стали терять актуальность. На первый план вышли теоретические работы таких асов хронобиологии, как Юрген Ашофф (Jurgen Aschoff), Артур Уинфри (Arthur Winfree) и Хидео Ивасаки (Hideo Iwasaki), в которых идея биоритмов Флисса-Свободы-Тельтшера и их апологетов разносилась в пух и прах.

Однако с появлением Его Величества Интернета и активным проникновением его во все сферы бытия уже, казалось бы, выдохшаяся гипотеза получила «третье» дыхание, будучи востребованной как тематика, привлекающая толпы жаждущиж сенсаций пользователей Сети и повышающая тем самым посещаемость сайтов. Весь научпоп и околонаучная лабуда 70-х в мгновение ока копипастом перекочевала на страницы Всемирной Паутины, а потерявшие спрос калькуляторы реинкарнировались в виртуальном пространстве, став похожими друг на друга он-лайн сервисами.

В конечном итоге в научной среде сложилось устойчивое мнение о биоритмах как о псевдонаучном понятии, но оно практически не доводится до сознания масс. Поэтому научно-популярный контент в стиле эпохи «биоритмического психоза» и он-лайн сервисы расчета биоритмов по-прежнему востребованы интернет-пользователями и иногда даже обрастают новыми «изобретениями» и «открытиями».

Несмотря на общий спад интереса к биоритмам и признание учения о них псевдонаукой, в последнее десятилетие неожиданно возник всплеск в этой области в ведущих странах центральной Азии, преимущественно в Иране, Пакистане и в Индии. Исследования здесь вдруг стали проводиться и проводятся до сих пор с интенсивностью бума 70-х - 80-х годов. Исследуется влияние биоритмов на результаты во всех областях деятельности - в производстве, сельском хозяйстве, в учебе, спорте и т.д. При этом большинство авторов в выводах утверждает, что значимые статистические закономерности между биоритмами и результатами человеческой деятельности ими в той или иной степени обнаруживаются и могут быть использованы на практике. Данный феномен можно было бы назвать «азиатской аномалией». Он требует отдельного изучения для понимания его причин, которые могут иметь достаточно широкий спектр - от низкой квалификации и объективности авторов до наличия в регионе неких особых условий, способствующих проявлению биоритмов, если они, конечно, в принципе есть.

Рис.1.6. текущая фаза интереса к биоритмам

* * * * *

 

 

Опубликовано 20.07.2020. Последнее изменение 20.07.2020.

© Janto 2020 Все права защищены