[ X ]

 

 

6. РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДОКУМЕНТЫ

 

6.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ

Высшую ступень в регулировании использования радиочастотного ресурса занимает ITU (International Telecommunication Union) - Международный Союз Электросвязи, ссылки на нормативные документы которого уже давались в предыдущих главах. Деятельность ITU регулируется его Уставом, Конвенцией, Общим регламентом конференций, ассамблей и собраний, а также рядом основополагающих организационных решений, резолюций и рекомендаций (см. Сборник текстов основных докуметов ITU). Союз был создан в 1865 году для содействия сотрудничеству между международными телеграфными сетями (см. Портал истории ITU). Официальный девиз ITU - «Верен идее соединить мир».

Вопросы регулирования использования радиочастотного ресурса находятся в ведении Сектора радиосвязи ITU (ITU-R), организационная структура которого приведена на рис.6.1. Высшим органом сектора является Всемирная Конференция Радиосвязи - ВРК (до 1995 года - Всемирная Административная Радиоконференция - ВАРК), проводимая каждые три-четыре года. В задачу ВКР входит анализ и пересмотр, при необходимости, основного документа ITU-R - Регламента радиосвязи, регулирующего использование радиочастотного спектра, а также орбитального ресурса спутниковых станций. ВКР может давать поручения Радиорегламентарному Комитету и Бюро радиосвязи, а также определять вопросы для изучения Ассамблеей Радиосвязи и исследовательскими комиссиями. В масштабах района ITU или группы соседних стран определеннные решения могут приниматься Региональными радиоконференциями.

организационная структура ITU-R

Рис.6.1. Организационная структура ITU-R

 

В структуру сектора ITU-R также входят:

Ассамблея радиосвязи (АР). Так же, как и Конференции, проводится один раз в три-четыре года. Отвечает за структуру, программу и утверждение результатов исследований в области радиосвязи, проводимых исследовательскими комиссиями. Некоторые вопросы своей компетенции ассамблеи могут передавать на рассмотрение Консультативной группе по радиосвязи.

Радиорегламентарный комитет. Утверждает Правила процедуры, обязательные для работы Бюро радиосвязи, а также рассматривает вопросы, которые не могут быть решены Бюро радиосвязи путем применения Регламента и Правил процедур. Рассматривает вопросы по нерешенным случаям помех, предоставляет консультации Конференциям и Ассамблеям, рассматривает протесты против решений Бюро радиосвязи и выполняет любые дополнительные обязанности, установленные Конференциями.

Консультативная группа по радиосвязи. Ведает приоритетами и стратегиями Сектора, обеспечивает руководство работой исследовательских комиссий, рекомендует меры по улучшению координации с другими организациями и с другими секторами ITU, а также оказывает консультационную поддержку по этим вопросам Бюро радиосвязи.

Бюро радиосвязи включает 4 департамента, в т.ч.:

Департамент наземных служб. Применяет в отношении наземных служб процедуры координации и регистрации с включением в Международный справочный регистр частот и Планы частот. Осуществляет распределение серий позывных сигналов и MID и ведет базы данных по морским службам, относящимся к безопасности.

Департамент космических служб. Применяет в отношении космических систем и земных станций процедуры координации и регистрации с включением в Международный справочный регистр частот (МСРЧ) и Планы частот.

Департамент исследований. Включает исследовательские комиссии, в т.ч. по управлению частотным ресурсом, по распространеню радиоволн, по космическим службам, по наземным службам и по научным службам.

Департамент информатики, административных вопросов и публикаций (на схеме не показан).

Кроме того, в состав сектора ITU-R входят ряд специальных комиссий и комитетов, занимающихся терминологией, подготовкой Конференций и Ассамблей и пр.

 

Основным документом ITU, регулирующим использование радиочастотного ресурса в международном масштабе, является периодически обновляемый Регламент радиосвязи. Он издается на 6 официальных языках ITU - английском, французском, испанском, арабском, китайском и русском и содержит 4 тома, в т.ч.

Все четыре тома Регламента могут быть загружены на любом официальном языке ITU одним архивом здесь.

Кроме того, в качестве самостоятельных документов издаются и могут быть загружены:

Кроме указанных документов пользователям радиочастотного ресурса предоставляются как на коммерческой основе, так и для свободного использования различные программные средства, банки и базы данных, в т.ч. в режиме онлайн. Их рассмотрение и анализ выходит за рамки настоящего обзора и целесообразно только в рамках частных обзоров, посвященных более узкой проблематике радиосвязи.

 

ВНИМАНИЕ! ITU-R не осуществляет контроль излучений, однако наделен полномочиями ведения учета данных о контроле, поступающих от национальных администраций, и рассмотрения неурегулированных на взаимной основе случаев нарушения требований к излучениям и создания помех радиоприему с принятием по ним административных решений. Соответствующие нормы и процедуры регламентированы статьями 15 и 16 Регламента ITU-R и рекомендациями SM.1139.

 

6.2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

В Российской Федерации регулирование и надзор за использованием радиочастотного спектра лежит в сфере компетенции служб, подчиненных Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь) (см. рис.6.2).

организационная структура регулирования использовния радиочастотного ресурса в РФ

Рис.6.2. Организационная структура регулирования использования радиочастотного ресурса в РФ

 

К данным службам относятся:

Государственная комиссия по радиочастотам - ГКРЧ.

ГКРЧ выполняет следующие функции:

  • обеспечивает регулирование использования радиочастотного спектра на территории РФ в рамках Регламента ITU, в т.ч. распределение и выделение полос частот службам и системам и присвоение частот пользователям;
  • представляет позицию РФ на всех форумах ITU-R;
  • обеспечивает поиск и внедрение перспективных, болеее эффективных механизмов регулирования и технологий использования радиочастотного спектра.

Основным документом, регулирующим использование в РФ радиочастотного ресурса, является разрабатываемая ГКРЧ Таблица распределения полос радиочастот между радиослужбами РФ, утверждаемая Правительством РФ.

Выделение пользователям радиочастотного ресурса полос и присвоение номинальных частот осуществляется Решениями ГКРЧ, оформляемыми в виде протоколов заседания.

Перспективные направления в распределения частот определяет План перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами (см. стр. 1-214 и 214-420 данного плана.), также подготавливаемый ГКРЧ и утверждаемый Правительством РФ.

Кроме того, специальным решением ГКРЧ регламентируется план частот, выделяемых для устройств малого радиуса действия (рассматривается в отдельном обзоре, посвященном устройствам данного типа).

Роскомнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) применительно к радиосвязи ведет надзор за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств связи или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля. В т.ч. Роскомнадзор осуществляет обязательную регистрацию радиоэлектронных средств связи и исследует случаи создания помех радиоприему.

Радиочастотная служба

Радиочастотная служба (РЧС) состоит из Главного Радиочастотного Центра - ГРЧЦ и его филиалов - Радиочастотных центров Федеральных округов. Функции Радиочастотной службы определены Постановлением Правительства РФ N434 от 14 мая 2014 года О радиочастотной службе.

PЧС находится в ведении Роскомнадзора и выполняет всю техническую работу по мониторингу и контролю излучений, помех и радиообмена, техническую экспертизу заявок на распределение, выделение и присвоение частот, производит присвоение позывных сигналов опознования, а также выполняет различные радиоизмерения, в т.ч. в порядке оказания госуслуг.

 

6.3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Система регулирования использования радиочастотного ресурса в странах Евросоюза имеет двухуровневую структуру. На нижнем уровне регулирование осуществляется в пределах стран их национальными администрациями. Соответственно, каждая страна имеет свой план частот (см. онлайн базу данных распределения частот стран Евросоюза ECO Frequency Information System, а также оригинальные документы их национальных администраций National Frequency Tables). При этом все страны Евросоюза являются самостоятельными членами ITU и в части использования радиочастотного ресурса обязаны соблюдать Регламент Радиосвязи ITU-R.

организационная структура регулирования использовния радиочастотного ресурса в Евросоюзе

Рис.6.3. Организационная структура регулирования использования радиочастотного ресурса в Евросоюзе

 

На верхнем уровне осуществляется координация между странами в рамках Евросоюза, а также представление их общих интересов в международных структурах, в т.ч. в ITU. Данные функции выполняет European Conference of Postal and Telecommunications Administrations - CEPT (Европейская конференция почтовых и телекоммуникационных администраций), в состав которой в т.ч. входят:

Electronic Communications Committee (ECC) - Комитет по электросвязи, который разрабатывает единую политику регулирования использования радиочастотного ресурса в странах Евросоюза.

Committee for ITU Policy (Com-ITU) - Комитет по связям с ITU, задачей которого является организация взаимодействия с ITU и его структурами.

European Communications Office (ECO) - Европейский оффис по коммуникациям, выполняющий административные функции, связанные предоставлением пользователям документации, доступа к базам данных, распространением программного обеспечения, презентациями и пр.

Техническая работа ECC, связанная с радиосвязью, сосредоточена в рабочих группах по регулированию радиочастотного ресурса и по инженерному обеспечению радиочастотного контроля, а организационная - в группах по подготовке конференций и по взаимодействию с Европейской Комиссией по Связи, Европейским институтом телекоммуникационных стадартов ETSI, а также радиочастотными администрациями США и Канады. Текущая проблематика, находящаяся в поле зрения рабочих групп ECC, отражена в статьях раздела Topics, а также в базе данных ECC Work Programme Database, где представлены конкретные темы, находящиеся в разработке.

Документы ECC доступны для свободного доступа через интерфейс базы данных ECO Documentation Database, в т.ч. доступны документы следующих категорий:

ECC предоставляет пользователям радиочастотного ресурса специальный программный пакет для моделирования электромагнитного взаимодействия радиотехнических средств методом Монте Карло SEAMCAT - Spectrum Engineering Advanced Monte Carlo Analysis Tool.

Непосредственное взаимодействие с пользователями радиочастотного ресурса, в т.ч. надзор за его использованием, выделение и присвоение частот, а также оказание других услуг осуществялют национальные администрации стран - членов Евросоюза.

 

6.4. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

В США радиочастотный ресурс разделен на две составляющие - для федеральных нужд (вооруженные силы, спецслужб, правительственные структуры и др.) и для нефедеральных нужд. Соответственно, Таблица распределения частот США имеет две отдельных графы, именуемые Federal Table и Non-Federal Table. Для удобства пользователей также издается цветная таблица в графической форме US Frequency Allocation Chart, где частоты, в т.ч. для федерального, нефедерального и совместного использования, выделяются цветом.

Регулирование использования радиочастотного ресурса для федеральных нужд входит в сферу компетенции Национальной Администрациии по Телекоммуникациям и Информации (National Telecommunications and Information Administration - NTIA) при Министерстве Торговли США. Непосредственно функцию регулирования выполняет Служба управления спектром (Office of Spectrum Management - OSM) NTIA, взаимодействуя при этом с комитетами IRAC (Interdepartment Radio Advisory Committee) и CSMAC (Commerce Spectrum Management Advisory Committee) и действует в соответствии с комплексом руководящих документов Manual of Regulations and Procedures for Federal Radio Frequency Management

За регулирование использования радиочастотного спектра для нефедеральных нужд отвечает Федеральная Комиссия по Связи при Конгрессе США (Federal Communications Comission - FCC). Непосредственно функцию регулирования, в т.ч. распределение частот, выполняет Инженерно-технологическая служба FCC (Office of Engeneering and Technology - OET).

FCC предоставляет свободный доступ к различным онлайн базам данным, позволяющим найти информацию по всем зарегистрированным станциям, использующим радиочастотный ресурс США, полный список которых приведен в разделе Search FCC Databases.

Надзор за надлежащим использованием радиочастотного ресурса также осуществляет FCC. Эту функцию выполняет Отдел надзора за радиоспектром (Spectrum Enforcement Division), входящий в Бюро надзора (Enforcement Bureau).

организационная структура регулирования использовния радиочастотного ресурса в США

Рис.6.4. Организационная структура регулирования использования радиочастотного ресурса в США

 

 

6.5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Дополнительную информацию об организации регулирования радиочастотного ресурса в ведущих странах см. в обзоре Анализ действующих нормативно-правовых актов по организации радиоконтроля в развитых странах (Приложение 5 к Концепции развития системы контроля за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Решением ГКРЧ от 04.07.2017 N17-42-06).

 

* * *

 

 

поделиться ссылкой

 

Перепечатка без согласования с автором запрещена.
При цитировании обязательно указание автора, названия и активной ссылки на данную страницу
или ссылки на титульную страницу публикации.

 

наверх

 

 

Регулирующие организации и документы

Опубликовано 05.11.19. Последнее изменение - нет.

© Janto 2019