[ X ]

 

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К СТАНЦИЯМ И РАДИООБМЕНУ.

 

5.1. ОПОЗНАВАНИЕ СТАНЦИЙ

Общие требования

Согласно требованиям Статьи 19 Регламента ITU все радиопередачи должны обладать способностью быть опознанными либо с помощью опознавательных сигналов, либо другими средствами. Опознавательные сигналы в обязательном порядке должны иметь передачи станций любительской, радиовещательной, фиксированной и подвижных служб, а также службы стандартных частот и сигналов времени. Кроме того, опознавательные сигналы должны иметь эксплуатационные передачи радиомаяков, в т.ч. маяков навигационных служб и ряда категорий спутниковых радиомаяков - указателей места бедствия, однако это требование не распространяется на их нештатные режимы (отказ, настройка и пр.).

В качестве опознавательных сигналов в зависимости от службы, могут использоваться:

  • позывные сигналы;
  • опознаватели морской подвижной службы;
  • название станции;
  • название эксплуатирующей организации;
  • местоположение станции;
  • официальный регистрационный знак;
  • опознавательный номер рейса;
  • номер или сигнал избирательного вызова, в т.ч. опознавательный;
  • характеристики излучения.

В качестве опознавательных сигналов могут использоваться и другие отличительные особенности передачи, легко распознаваемые в международном масштабе. Для облегчения опознавания опознавательные сигналы должны передаваться как можно чаще во время передачи, в том числе при передачах для испытаний, настройки или опытов.

Позывные сигналы

Позывные сигналы радиостанциям присваиваются их администрациями ( В РФ - ГРЧЦ Роскомнадзора). Все станции, способные создавать излучение за пределами территорий на которых они расположены или на которых расположены их национальные администрации, должны получать позывные, сформированные на основе международных серий позывных, перечень и распределение которых определены Приложением 42 к Регламенту ITU. (полный перечень см. в Глобальной Админстративной Базы Данных ITU (GLAD) на странице Table of International Call Sign Series).

фрагмент таблицы распределения международных серий позывных

Рис.5.1. Фрагмент таблицы распределения международных серий позывных

 

Для большинства серий национальную принадлежность определяют первые два знака. Для серий, начинающихся с букв B, F, G, I, K, M, N, R, W и цифры 2, национальную принадлежность определяет только первый знак. В случае полусерий, когда первые два знака распределены более, чем одному государству, для определения принадлежности предусмотрено использовать все три знака, однако на данный момент таких серий нет.

Для образования позывных сигналов станций различных служб на основе международных серий используются различные форматы. Например, для судовых станций предусмотрено 4 формата:

  • два знака и две буквы;
  • два знака, две буквы и одна цифра (кроме цифр 0 или 1);
  • два знака (при условии, что второй знак является буквой), за которыми следуют четыре цифры (кроме цифр 0 или 1 в случаях, если они следуют сразу после буквы);
  • два знака и одна буква, за которыми следуют четыре цифры (кроме цифр 0 или 1 в случаях, если они следуют сразу после буквы).

Для сухопутных подвижных станций предусмотрено два формата позывных. В то же время, для большинства остальных станций предусмотрено только по одному формату. Например, для станций воздушных судов позывной включает два знака и три буквы.

Опознавание при радиотелефонии

Выше отмечалось, что для целей опознавания станций наряду с позывными сигналами могут использоваться и другие идентификаторы. Это характерно, в первую очередь, для радиотелефонии. Соответствующие варианты регламентированы разделом IY статьи 19 Регламента ITU. В частности, кроме позывных сигналов предусмотрено использование в т.ч. следующих идентификаторов:

береговые станции - географическое название места, за которым предпочтительно следует слово «радио» или какое-либо другое соответствующее указание;

судовые станции - официальное название судна (которому может предшествовать имя владельца), его номер или сигнал избирательного вызова;

стационарные станции воздушной подвижной службы - название аэропорта или места, за которым следует, при необходимости, слово, указывающее назначение станции;

станции воздушных судов - сочетание знаков, соответствующее реестровой марке, официально присвоенной воздушному судну, или слово, обозначающее авиалинию, за которым следует опознавательный номер рейса;

сухопутные подвижные станции - указание подвижного средства или любое другое соответствующее указание.

Опознаватель цифрового избирательного вызова.

Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) представляет собой систему автоматического вызова судовых и береговых станций с последующей связью на заданном канале. Кроме того, ЦИВ используется также для передачи судам специальных сигналов оповещения, в т.ч. в глобальной морской системе безопасности ГМСББ. Опознаватель присваивается станциям, использующим буквопечатающую телеграфию с автоматическим опознаванием в соответствии с рекомендациями ITU-R M.476-5 и ITU-R M.625-4.

Для номеров ЦИВ береговых станций используется 4 цифры, для судовых станций, в т.ч. для групп судовых станций - пять цифр. Перечень серий опознавателей ЦИВ, выделяемых национальным администрациями для присвоения станциям приведен на соответствующих страницах Глобальной Админстративной Базы Данных ITU (GLAD), в т.ч.:

Опознаватель морской подвижной службы

Опознаватель морской подвижной службы MMSI (Maritime Mobile Service Identity) может присваиваться (но не обязателен) береговым и судовым станциям морской подвижной службы, а также другим станциям службs или взаимодействующим с ней. Он представляет собой девятизначное число, присваиваемое станции в соответствии с рекомендациями ITU-R M.585-7. Его основой является трехзначный опознаватель MID (Maritime Identification Digit), присваиваемый национальным администрациям согласно таблице Table of Maritime Identification Digits Глобальной Админстративной Базы Данных ITU (GLAD).

Для судовых станций опознаватель имеет вид:

MIDXXXXXX

где MID - трехзначный цифровой идентификатор, обычно обозначающий администрацию, ответственную за станцию, а XXXXXX - шестизначный номер станции.

Для береговых станций данный опознаватель имеет вид:

00MIDXXXX

где XXXX - четырехзначный номер береговой станции, а 00 - ее признак.

Полный перечень форматов опознавателей морской подвижной службы для ЦИВ различных приемо-передающих устройств и систем приведен в рекомендациях ITU-R M.585-7. Перечень идентификаторов MID приведен на сайте ITU в таблице Table of Maritime Identification Digits. Номера, присвоенные конкретным станциям, приводятся в перечнях станций (судовых, береговых, средств спасения и пр.) морской подвижной службы, издаваемых ITU и распространяемым на коммерческой основе.

 

5.2. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СТАНЦИЙ

Согласно требованиям статьи 18 Регламента ITU ни одна передающая станция не может устанавливаться или эксплуатироваться без лицензии, выдаваемой регулирующнй организации страны, которой подчинена данная станция, в соответствующей форме и в соответствии с положениями Регламента ITU. Данное требование не распространяется на т.н. нелицензируемые диапазоны и частоты, в т.ч. на диапазоны гражданской связи с использованием радиостанций малой мощности LPD и PMR, диапазоны радиоинтерфейсов Bluetooth, Wi-Fi, Z-Wave, ZigBee, а также на диапазоны, выделенные для других устройств малого радиуса действия, в т.ч. для устройств радиоуправления, радиосигнализации, радиотелеметрии, беспроводных радиоакустических средств, устройств радиочастотной идентификации, беспроводных датчиков и исполнительных механизмов и пр. (в РФ перечень данных диапазонов и требования к параметрам устройств определены Решением ГКРЧ 07-20-03-001 от 07 мая 2007 г.).

Для работы в любительских диапазонах требуются два свидетельства - об образовании позывного сигнала опознавания и о регистрации радиоэлектронного средства связи. В свидетельстве об образовании позывного сигнала также указывается квалификационная категория оператора любительской станции, от которой зависят разрешенные для работы любительские диапазоны, виды связи и мощность передатчика.

 

5.3. ПРИСВОЕНИЕ ЧАСТОТ

Радиостанции должны работать только на разрешенных для них частотах. Кроме того, что частоты работы станций должны лежать в пределах диапазонов, распределенных службам, к которым они относятся, каждой станции могут присваиваться их собственные частоты, на которых им разрешено работать, а каждой категории станций выделяться диапазоны разрешенных частот с размещением в них строго регламентированных каналов связи.

Принципы выделения и присвоения частот зависят от многих факторов - задач связи, вида и параметров передаваемой информации, удаленности и географического положения станций, используемых видов модуляции, диапазона частот, параметров распространения радиоволн, типа станций (фиксированные, подвижные, сухопутные, воздушные, морские, космические и др.), вида радиообмена (симплекс, дуплекс и др.) и т.д. Поэтому форматы частотных планов различных служб отличаются друг от друга, а в пределах одной службы могут использоваться частотные планы разных форматов. Например, в морской подвижной службе используются отдельные частотные планы для системы НАВТЭКС, отдельный план для диапазона ОВЧ, а также большое число различных частотных планов в диапазоне ВЧ, в т.ч. для различных видов модуляции, типов станций, способов радиообмена и пр., причем с учетом того, используется распределенная службе полоса частот монопольно или совместно с другими службами. При этом структура плана частот имеет два уровня - на верхнем уровне регламентируется общее деление на поддиапазоны всего дипазона частот, а на нижнем - деление полос выделенных поддиапазонов на каналы. Фрагменты некоторых частотных планов морской подвижной службы приведены на рис. 5.2-5.5.

фрагмент таблицы общего распределения частот морской подвижной службы

Рис.5.2. Фрагмент таблицы общего распределения частот морской подвижной службы

 

В колонках указаны выделенные полосы частот, количество присвоенных частот (каналов) в данных полосах и назначенная ширина полос частот данных каналов.

 

фрагменты таблиц плана частот  для дуплексного двухчастотного обмена на одной боковой полосе

Рис.5.3. Фрагменты таблиц плана частот для дуплексного двухчастотного радиообмена на одной боковой полосе.

 

фрагмент таблицы плана частот  для двухчастотного радиообмена береговых станций в режиме узкополосной буквопечатающей телеграфии

Рис.5.4. Фрагмент таблицы плана частот для двухчастотного радиообмена береговых станций в режиме узкополосной буквопечатающей телеграфии

 

Другим примером может служить воздушная подвижная служба, в которой выделение и присвоение частот в ВЧ диапазоне увязано с зонами всей совокупности национальных и международных авиалиний.

Еще более сложные планы частот предусмотрены для спутниковых служб, поскольку выделение полос и присвоение частот увязано с орбитальным ресурсом и зонами земной поверхности, которые покрываются множеством отдельных лучей многолучевой диаграммы излучения каждого спутника.

Планы частот морской подвижной службы, воздушной подвижной службы в диапазоне ВЧ и спутниковой вещательной службы определены приложениями к Регламету ITU. Планы частот могут также определяться рекомендациями ITU и национальными регламентами.

Частоты, присвоенные конкретным станциям, подлежат включению в Международный справочный регистр частот (доступен на коммерческой основе).

 

5.4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Специальные требования к станциям морской и воздушной служб.

Регламент ITU своими статьями, приложениями и рекомендациями также устанавливает целый ряд специальных требования к ведению радиообмена и к организации работы станций морской и воздушной подвижных служб, которые, в т.ч., предусматривают:

  • наличие у операторов станций морских и воздушных судов дипломов установленных образцов, подтверждающих наличие наличие у них квалификации, необходимой для работы в системе ГМСББ, для радиотелефонии и для радиотелеграфии;
  • инспектирование подвижных станций инспектирующими организациями на предмет наличия лицензий, требуемых квалификационных дипломов операторов, а также на предмет работы только на разрешенных частотах;
  • часы и виды работы станций в дежурном режиме;
  • приоритеты сообщений;
  • порядок работы на определенных частотах и определенными видами связи - телефонией, буквопечатающей телеграфией, телеграфией Морзе, при передаче данных и др.
  • общий порядок вызова, ответа и ведения радиообмена сообщениями.

Требования к связи в случаях бедствия и для обеспечения безопасности

Регламентом ITU подробно определяются различные аспекты радиообмена в системе ГМССБ, в т.ч.:

  • частоты для связи в системе ГМСББ;
  • порядок несения дежурства в системе ГМСББ береговыми и судовыми станциями;
  • форматы и содержание сигналов тревоги и вызовов в случае бедствия, а также процедуры их подачи, ретрансляции, приема и подтверждения;
  • процедуры подготовки к радиообмену в случае бедствия и его ведение;
  • форматы и процедуры подачи сигналов местоопределения и самонаведения для поисково-спасательных средств;
  • процедуры, относящиеся к категориям срочности и безопасности, в т.ч. связанные с навигационными и метеорологическими предупреждениями, связью при поисково-спасательных операциях, срочной медицинской помощью, связью судно-судно по вопросам навигационной безопасности, передачей судовых отчетов и др.

Требование к обеспечению тайны радиосвязи.

Статья 17 Регламета ITU запрещает перехват, без надлежащего на то разрешения, любых радиосообщений, не предназначенных для общего использования населением, а также их опубликование или разглашение их содержания и самого факта существования.

 

* * *

 

 

поделиться ссылкой

 

Перепечатка без согласования с автором запрещена.
При цитировании обязательно указание автора, названия и активной ссылки на данную страницу
или ссылки на титульную страницу публикации.

 

наверх

 

 

Требования к станциям и радиообмену

Опубликовано 27.10.19. Последнее изменение - нет.

© Janto 2019