[ X ]

 

 

3. РАДИОСЛУЖБЫ

Настоящая глава содержит краткие сведения о службах пользователей радиочастотного ресурса. Приводятся определения служб в соответствии с разделом III статьи 1 части первой Регламента Радиосвязи ITU, даются комментарии к ним, в т.ч. краткие сведения по используемым ими диапазонам, некоторым наиболее распространенным и известным радиосистемам и радиотехническим средствам. Более подробные сведения о службах см. в специальных публикациях по ссылкам в данной главе. Общий перечень служб см. в таблице 1-3 главы 1

 

Примечание 1: Определения служб, установленные регламентом ITU, даются курсивом. С целью лучшего восприятия последовательность описания служб по сравнению с регламентом ITU несколько изменена, при этом произведена их группировка по сходству назначения.

Примечание 2: Диапазоны, выделяемые спутниковым службам, могут характеризоваться направлением передачи: земля-космос, космос-земля, космос-космос и дальний космос.

Примечание 3: Диапазоны, выделяемые некоторым службам, в зависимости от использования или неиспользования режима передачи могут характеризоваться признаком активная или пассивная.

 

3.1. ФИКСИРОВАННЫЕ СЛУЖБЫ

Фиксированная служба

Служба радиосвязи между определенными фиксированными пунктами.

 

Данное определение подразумевает, что все станции, участвующие в радиообмене, в т.ч. приемо-передающие, передающие или приемные, находятся в пунктах с неизменными фиксированными координатами.

К фиксированной службе относятся сети радиосвязи общего пользования, выделенные и технологические, в т.ч. радиорелейные линии, сети беспроводного доступа по схемам «точка-точка» и «точка-много точек», многоканальные многоточечные распределительные системы MMDS, стационарные и передвижные репортажные телевизионные станции, а также генераторы шумов - глушилки для блокировки радиосвязи в специальных зонах.

Наиболее простыми примерами фиксированных служб являются сети, линии и каналы радиосвязи в пределах одной организации или услуги, например:

  • радиосети и радиолинии связи центрального офиса с филиалами, базами, складами;
  • радиоканалы связи технологического оборудования нефте- или газопромыслов с диспетчерскими пунктами;
  • радиоканалы подключения стационарных абонентов к сети Интернет;
  • радиорелейные линии;
  • локальные внутрифирменные Bluetooth и WiFi радиосети, радиосети систем «Умный Дом» и др.

К фиксированной службе также относится радиосвязь между базовыми станциями сетей сотовой связи GSM и CDMA, а также связь базовых станций со стационарными репитерами и стационарными абонентами. При этом связь мобильных обонентов с данными станциями, репитерами и стационарными абонентами будет считаться подвижной службой. По этой причине диапазоны частот для сетей сотовой связи выделяются одновременно двум службам - фиксированной и подвижной.

Интервал длин волн, используемых станциями фиксированной службы, охватывает практически весь распределенный радиочастотный спектр, начиная от диапазона VLF/ОНЧ, но основная часть станций сосредоточена в интервале от гектаметровых (средних) волн, где возможная связь на расстояниях между станциями от нескольких десятков до сотен километров, до дециметровых, сантиметровых и миллиметровых волн, где возможна связь на расстояниях прямой видимости (несколько десятков км в зависимости от высоты антенн), тропосферная связь (на расстояниях до 100-200 км и более), а также связь с использованием радиорелейных линий неограниченной протяженности.

пример фиксированной службы технологического назначения

Рис.3.1. Пример фиксированной службы технологического назначения
(радиотелемеханика нефтепромысла)

НГДУ - нефтегазодобывающее управление; АГЗУ - автоматическая групповая замерная установка; УППН - установки приема и подготовки нефти; УППД - установки поддержания пластового давления.

Фиксированная спутниковая служба

Служба радиосвязи между земными станциями с заданным местоположением, когда используется один или несколько спутников.

Заданное местоположение может представлять собой определенный фиксированный пункт или любой фиксированный пункт, расположенный в определенных зонах.

В некоторых случаях эта служба включает линии спутник-спутник, которые могут также использоваться в межспутниковой службе.

Фиксированная спутниковая служба может включать также фидерные линии для других служб космической радиосвязи.

 

Фиксированная спутниковая служба отличается от фиксированной наличием в каналах связи промежуточного звена - одного или нескольких спутников. За счет этого дальность связи существенно увеличивается и может в пределе охватывать весь земной шар. При этом, в зависимости от направления передачи (земля-космос, космос-земля или космос-космос) используются диапазоны спутниковой связи C, X, Ku, K, Ka, т.е. класические дециметровый и сантиметровый диапазоны.

Типовыми примерамм фиксированной спутниковой службы могут служить:

  • использование спутниковых каналов (например, Единой системы спутниковой связи ЕССС РФ на базе спутников Молния) на отдельных участках магистральных сетей операторов связи с переходом от земного сегмента к космическому и обратно;
  • использование спутниковых каналов в качестве шлюзов (например, каналов спутниковой системы Иридиум) для связи между сетями национальных операторов различных стран;
  • прямое использование спутниковых каналов связи стационарными абонентами, например, внутри корпоративных сетей связи между подразделениями;
  • системы спутникового интернета, предоставляющие услуги двустороннего доступа к сети стационарным абонентам, например, например, через системы спутникового телевидения, через спутники связи или через спутниковые интернет-сети типа OneWeb и StarLink.

пример фиксированной спутниковой службы

Рис.3.2. Примеры фиксированной спутниковой службы в рамках единой телекоммуникационной сети

 

3.2. ПОДВИЖНЫЕ СЛУЖБЫ

Название данных служб подразумевает, что в радиообмене участвуют в обязательном порядке подвижные станции. Обмен при этом может происходить как между подвижной и базовой станцией - сухопутной или спутниковой, так и между подвижными станциями.

Подвижная служба может быть как общего вида, т.е. без указания типа подвижных станций и без ограничения зон использования и содержания передаваемой информации, так и с различными ограничениями, в т.ч. по типу станций - сухопутные, морские или воздушные, зонам действия и содержания передаваемой информации. Далее рассмотрим подвижные службы более подробно.

Подвижная служба

Служба радиосвязи между подвижной и сухопутной станциями или между подвижными станциями

Cухопутной станцией при этом п.1.69 Регламента ITU определяется как станция подвижной службы, не предназначенная для работы во время движения.

 

Согласно данному определению в службе могут быть образованы каналы связи напрямую между подвижными станциями (например, между судовыми, самолетными, автомобильными и пр. станциями), между подвижными и фиксированными станциями (например, между судовой и береговой станцией, самолетной станцией и станцией диспетчерского пункта и т.д.), а также между подвижными станциями, но через одну или несколько базовых фиксированных станций (например, между мобильными телефонами в системах сотовой связи).

варианты структуры подвижных служб

Рис.3.3. Варианты структуры подвижных служб

Подвижная спутниковая служба

Служба радиосвязи между подвижными земными станциями и одной или несколькими космическими станциями, или между космическими станциями, используемыми этой службой, или между подвижными земными станциями посредством одной или нескольких космических станций.

Эта служба может включать также фидерные линии, необходимые для ее работы.

 

От подвижной службы подвижную спутниковую службу отличает то, что все каналы связи идут через спутники. При этом внутренние каналы связи между спутниками и между спутниками и центрами управления (фидерные линии) также относятся к этой службе.

спутниковая подвижная служба

Рис.3.4. Спутниковая подвижная служба

 

Сухопутная подвижная служба

Подвижная служба между базовыми станциями и сухопутными подвижными станциями или между сухопутными подвижными станциями.

 

Сухопутная служба отличается от общего определения подвижной службы тем, что подвижные станции являются исключительно сухопутными. Типичными примерами данной службы являются системы связи дорожно-патрульной службы полиции, скорой помощи, диспетчерских транспортных служб, служб охраны, системы связи на железнодорожном транспорте и пр., а также системы сотовой связи в части каналов связи базовых станций с подвижными абонентами.

Сухопутная подвижная служба использует, преимущественно, нижний и средний участки дециметрового диапазона, а также верхний участок метрового диапазона, в т.ч. безлицензионные гражданские диапазоны 27, 433 и 446 МГц. На больших расстояниях используются более длинные волны. Например, в системе поездной железнодорожной связи используются в т.ч. частоты средневолнового диапазона 2130 и 2150 кГц.

профессиональная автомобильная УКВ радиостанция Гранит 2Р-21 с антенной и локомотивная СВ/УКВ радиостанция РВС-1 с УКВ антенной

Рис.3.5. Профессиональная автомобильная УКВ радиостанция Гранит 2Р-21 с антенной и локомотивная СВ/УКВ радиостанция РВС-1 с УКВ антенной

 

Сухопутная подвижная спутниковая служба

Подвижная спутниковая служба, в которой подвижные земные станции расположены на суше.

 

Отличается от сухопутной подвижной службы обязательной ретрансляцией сигнала через систему спутников связи, что позволяет перекрывать практически неограниченные расстояния. В настоящее время главными системами подвижной спутниковой связи, в т.ч. сухопутной, являются системы Инмарсат, Иридиум и Турайя.

спутниковые телефоны и спутниковые группировки Инмарсат и Иридиум

Рис.3.6. Спутниковые телефоны и спутниковые группировки Инмарсат и Иридиум

 

Морская подвижная служба

Подвижная служба между береговыми станциями и судовыми станциями, или между судовыми станциями, или между взаимодействующими станциями внутрисудовой связи.

Станции спасательных средств и станции радиомаяков – указателей места бедствия также могут участвовать в этой службе.

 

Данное определение отличается от общего определения подвижной службы заменой понятия сухопутная станция на понятие береговая станция и ограничением подвижных станций судовыми. Кроме того, в нем предусмотрены станции внутрисудовой радиосвязи, а также спасательных средств и радиомаяков - указателей места бедствия.

Ограничений на зоны использования и содержание передаваемых сообщений в данной службе нет, однако они предусмотрены в службах второго уровня иерархии - портовой и движения судов (см. ниже).

морская подвижная служба

Рис.3.7. Морская подвижная служба

 

1 - судовые станции, 2 - береговая станция, 3 - внутрисудовые станции, 4 - станция спасательного средства, 5 - станция радиомаяка - указателя места бедствия

 

Морская подвижная спутниковая служба

Подвижная спутниковая служба, в которой подвижные земные станции устанавливаются на борту морских судов.

Станции спасательных средств и станции радиомаяков – указателей места бедствия также могут участвовать в этой службе.

 

Состав станций данной службы тот же, что и морской подвижной, однако радиообмен ими ведется исключительно через спутники связи. Ограничений на зоны использования и содержание передаваемых сообщений в данной службе также нет.

 

Портовая служба

Морская подвижная служба в порту или вблизи него между береговыми станциями и судовыми станциями или между судовыми станциями, ограниченная исключительно передачей сообщений, относящихся к управлению работами, передвижению судов и их безопасности и, в экстренных случаях, к безопасности людей.

В службе не должна допускаться передача сообщений, имеющих характер общественной корреспонденции

 

Данная служба является разновидностью морской подвижной и отличается от нее тем, что в ней участвуют только береговые и судовые станции, береговые станции именуются портовыми, судовые станции находятся вблизи порта, при этом содержание радиообмена ограничено портовыми операциями и безопасностью. Диапазоны частот, распределяемые этой службе, определяются только примечаниями к диапазонам частот морской подвижной службы, т.е. в таблице распределения частот портовая служба не фигурирует. Спутниковый вариант для данной службы не предусмотрен.

портовая служба и служба движения судов

Рис.3.8. Портовая служба (слева) и служба движения судов (справа)

 

1 - береговые станции, 2 - судовые станции.

Служба движения судов

Служба безопасности в морской подвижной службе, отличная от портовой службы, между береговыми станциями и судовыми станциями или между судовыми станциями, ограниченная передачей сообщений, относящихся к движению судов.

В службе не должна допускаться передача сообщений, имеющих характер общественной корреспонденции

 

Данная служба также, как и портовая, является разновидностью морской подвижной службы, частоты ей также выделяются примечаниями к диапазонам последней и в таблице распределения частот она не фигурирует. Содержание радиообмена в данной службе ограничено сообщениями о движении судов, однако, в отличие от портовой службы, территориальные ограничения не установлены. Спутниковый вариант для данной службы также не предусмотрен.

 

Воздушная подвижная служба

Подвижная служба между стационарными станциями воздушной подвижной службы и станциями воздушных судов или между станциями воздушных судов, в которой могут участвовать станции спасательных средств.

Cтанции радиомаяков – указателей места бедствия могут участвовать в этой службе на определенных частотах бедствия и аварии.

 

Отличается от подвижной тем, что сухопутные станции в ней именуются стационарными станциями воздушной подвижной службы, а подвижные ограничены станциями воздушных судов. Кроме того, в ней так же, как в морской подвижной службе могут присутствовать станции спасательных средств и радиомаяков - указателей места бедствия.

воздушная подвижная служба

Рис.3.9. Воздушная подвижная служба

 

1 - стационарная станция, 2 - станции воздушных судов, 3 - станция средства спасения, 4 - станция маяка - указателя места бедствия.

 

Воздушная подвижная служба по критерию привязки к маршрутам делится на две службы второго уровня иерархии - маршрутную, обозначаемую индексом (R), привязанную к национальным и международным гражданским воздушным трассам, и внемаршрутную, обозначаемую индексом (OR), не привязанную к указанным трассам. Регламентами частоты распределяются именно этим службам, а не службе первого уровня, поэтому в таблице распределения частот воздушная подвижная служба без индексов не фигурирует, кроме случаев совпадения частот, распределенных службам второго уровня, которое имеет место, преимущественно, в районах 2 и 3 на вторичной основе. Кроме того, данная служба упоминается в исключениях.

 

Воздушная подвижная (R) служба

Воздушная подвижная служба, резервируемая для связи, касающейся безопасности и регулярности полетов, в основном на национальных или международных гражданских воздушных трассах.

 

Данная служба является в т.ч. службой безопасности. Она использует полосу частот 108 - 117,975 МГц, совпадающую с полосой частот воздушной радионавигационной службы, собственную полосу 117,975 - 137 МГц, несколько полос в диапазонах средних и коротких волн от 2,850 до 22,000 МГц, ряд фиксированных аварийных частот в УКВ диапазоне, а также частоты диапазонов L и C для внутриаэродромной связи и телеметрии.

 

Воздушная подвижная (OR) служба

Воздушная подвижная служба, предназначенная для связи, в том числе касающейся координации полетов, в основном вне национальных и международных гражданских воздушных трасс.

 

Данная служба предназначена для использования национальными администрациями в авиации специального внутреннего назначения. Ей распределены полосы частот, смежные, но не совпадающие с полосами частот воздушной подвижной службы (R).

 

Воздушная подвижная спутниковая служба

Подвижная спутниковая служба, в которой подвижные земные станции устанавливаются на борту воздушного судна.

Cтанции спасательных средств и станции радиомаяков – указателей места бедствия также могут участвовать в этой службе.

 

Спутниковый вариант основной воздушной подвижной службы, отличающиеся тем, что весь радиообмен идет только через спутники связи. Все, сказанное выше применительно к воздушной подвижной службе в части деления на службы второго уровня, справедливо и для данной службы. Используется только в плане терминологии, частоты этой службе не распределены.

 

Воздушная подвижная спутниковая (R) служба

Воздушная подвижная спутниковая служба, резервируемая для связи, касающейся безопасности и регулярности полетов, в основном на национальных или международных гражданских воздушных трассах.

 

Спутниковый вариант воздушной подвижной службы (R). Использует несколько полос частот гигагерцового спутникового диапазона С.

 

Воздушная подвижная спутниковая (OR) служба

Воздушная подвижная спутниковая служба, предназначенная для связи, в том числе связи, касающейся координации полетов, в основном вне национальных и международных гражданских воздушных трасс.

 

Спутниковый вариант воздушной подвижной службы (OR). В настоящее время частоты этой службе не распределены.

 

 

3.3. РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

Радиовещательная служба

Служба радиосвязи, передачи которой предназначены для непосредственного приема населением. Эта служба может осуществлять передачу звука, передачу телевидения или другие виды передачи.

 

Радиовещательная служба в части ее определения особых комментариев не требует, за исключением того, что запрещена установка радиовещательных станций на борту морских и воздушных судов и других объектов, плавающих и летающих за пределами национальных территорий, а также предусмотрен ряд послаблений требований к станциям, вещающим в тропической зоне в связи с повышенным уровнем атмосферных шумов и особенностями распространения радиоволн.

Частотный диапазон радио- и телевещания охватывает весьма широкий спектр - от длинных волн (начиная с 2000 м) до дециметровых волн (V диапазон телевещания до 960 МГц). Регламентом ITU данной службе распределены и более высокочастотные диапазоны.

антенное поле длинноволновой радиостанции РВ-1 и телебашня Токио

Рис.3.10. Антенное поле легендарной динноволновой радиостанции РВ-1 им. Коминтерна в г.Уфе (слева) и самая высокая в мире телебашня Токио (справа)

 

Радиовещательная спутниковая служба

Служба радиосвязи, в которой передаваемые или ретранслируемые космическими станциями сигналы предназначены для непосредственного приема населением.

В радиовещательной спутниковой службе термин «непосредственный прием» включает как индивидуальный, так и коллективный прием.

 

Примечание:Регламент ITU определяет коллективный прием в данной службе как прием излучений космической станции радиовещательной спутниковой службы с помощью приемных установок, которые в некоторых случаях могут быть сложными и иметь антенны бОльших размеров, чем используемые для индивидуального приема, и предназначенный для использования группой населения в одном месте или с помощью распределительной системы, обслуживающей ограниченную зону. Смысл введения такого определения для радиовещательной спутниковой службы не ясен, т.к. коллективный прием с использованием коллективных антенн и распределительных систем практикуется и в наземных системах телевещания.

 

Радиовещательная спутниковая служба на сгодня представлена, в основном, системами спутникового телевидения, работающими в Ku диапазоне, однако регламентами ей распределены и другие полосы частот в L,S, K, V и W диапазонах от 1,452 до 76 ГГц.

 

3.4. СЛУЖБЫ РАДИООПРЕДЕЛЕНИЯ

Радиоопределением называется определение местонахождения, скорости и/или других характеристик объекта или получение информации относительно данных характеристик посредством свойств распространения радиоволн. Радиоопределение подразделяется на радионавигацию и радиолокацию.

Служба радиоопределения

Служба радиосвязи для целей радиоопределения.

 

Эта служба фактически объединяет службы радионавигации и радиолокации. В таблице распределения частот на данный момент не используется, но присутствует в примечаниях и исключениях.

 

Спутниковая служба радиоопределения

Служба радиосвязи для целей радиоопределения, использующая одну или несколько космических станций.

Эта служба может включать также фидерные линии, необходимые для ее работы.

 

Эта служба объединяет спутниковые службы радионавигации и радиолокации. Данной службе распределены несколько полос частот в спутниковых диапазонах L и S.

Радионавигационная служба

Служба радиоопределения для целей радионавигации

 

Радионавигация регламентом определяется как радиоопределение, используемое для целей навигации, включая предупреждение о препятствиях. В такой формулировке к радионавигационной службе относятся не только радиокомпасы, радиомаяки и другие чисто навигационные радиосредства и системы, но и различного рода радары, в т.ч. для определения расстояний, обзора местности, управления движением и пр.

Приведенное определение радионавигационной службы не предполагает ограничение ее использования какими-либо видами подвижных объектов - сухопутных, морских или воздушных, т.е. к данной службе могут относиться как специализированные - сухопутные, морские, воздушные радионавигационные средства и системы, так и универсальные. Примерами последних являются наземные системы дальней радионавигации для объектов на море и в воздухе, в т.ч. разработанные еще в прошлом веке системы Альфа (РФ) и Омега (США), использующие диапазон сверхдлинных волн VLF/ОНЧ, а также системы Лоран (США) и Тропик-2 (РФ), использующие диапазон длинных волн LF/НЧ.

 

Судовой радионавигационный приемник системы Омега (слева) и самолетный пульт радионавигационной системы Альфа (справа)

Рис.3.11. Судовой радионавигационный приемник системы Омега и самолетный пульт радионавигационной системы Альфа.

 

Радионавигационная спутниковая служба

Спутниковая служба радиоопределения, используемая для целей радионавигации.

Эта служба может включать также фидерные линии, необходимые для ее работы.

 

Спутниковый вариант радионавигационной службы общего назначения. Классическим примером систем данной службы являются спутниковые радионавигационные системы GPS, ГЛОНАСС и GALILEO.

Морская радионавигационная служба

Радионавигационная служба, предназначенная для обслуживания морских судов и безопасности их эксплуатации.

 

К судовым радионавигационным системам предъявляется целый ряд специфических требований. Соответственно, навигационные системы общего назначения не закрывают всех потребностей судовождения. Поэтому морская радионавигационная служба связана с применением широкого спектра специальных радионавигационных средств, в частности, радиомаяков различного типа, пеленгаторов, радиодальномеров, судовых и береговых РЛС и пр. В последне время также получают дальнейшее развитие фазовые системы ближней, средней и дальней радионавигации, являющиеся продвинутыми аналогами старых систем типа Омега и Лоран. Навигационная информация также передается береговыми службами в рамках международной системы безопасного судовождения НАВТЕКС.

Диапазон частот, распределяемых данной службе, достаточно широк - от исторически традиционных диапазонов сверхдлинных и длинных волн до метровых и дециметровых волн для чисто навигационных систем. Судовые и береговые РЛС используют традиционные для РЛС дециметровые и сантиметровые волны.

Терминал судового навигационного радара (слева) и цифровой пеленгатор радиомаяков (справа)

Рис.3.12. Терминал судового навигационного радара JRC и судовой пеленгатор радиомаяков Rohde & Schwarz

 

Морская радионавигационная спутниковая служба

Радионавигационная спутниковая служба, в которой земные станции установлены на борту морских судов.

 

Морские спутниковые радионавигационные системы начали создаваться и применяться с конца 60-х - начала 70-х годов. В частности, были разработаны отечественные системы Циклон/Цикада и американская система Транзит для навигации судов, работавшие в диапазонах метровых и дециметровых волн, а также международная система безопасности на море КОСПАС/САРСАТ для определения координат аварийных радиобуев - указателей места бедствия.

В настоящее время специализированные судовые спутниковые радионавигационные системы вытеснены универсальными системами GPS и ГЛОНАСС. Система КОСПАС/САРСАТ вошла в состав международной глобальной морской системы связи при бедствии ГМСББ.

Спутник Парус системы Циклон/Цикада (слева) и приемная аппаратура системы Tranist (справа)

Рис.3.13. Спутник Парус системы Циклон/Цикада (слева) и приемная аппаратура системы Tranist (справа)

 

Воздушная радионавигационная служба

Радионавигационная служба, предназначенная для обслуживания воздушных судов и безопасности их эксплуатации.

 

К воздушной радионавигационной службе, также, как и к морской, предъявляется ряд специфических требований. В частности, требуется навигация и поддержание курса не только по горизонту, но и по высоте, в т.ч. при взлете и посадке. В состав авиационного радионавигационного оборудования входит большое число различных средств и систем, в т.ч. аэродромные ближние и дальные приводные радиостанции и маркерные радиомаякм, курсо-глиссадные маяки, взаимодействующие с наземными радиосрествами бортовые радиосредства - радиокомпасы, маркерные радиоприемнки, курсо-глиссадные посадочные системы и пр. Кроме того, в состав авиационного навигационного оборудования входят различные радиолокационный средства и системы - радиовысотомеры, бортовые обзорные РЛС, аэродромные РЛС управления воздушным движением и пр.

Диапазон частот, используемых воздушной навигационной службой, примерно тот же, что и морской, т.е. от десятков и сотен килогерц для систем дальней радионавигации до единиц и десятков гигагерц для радиолокационного оборудования.

ближняя приводная радиостанция с маркерным радиомаяком, экран современного авиационного радиокомпаса и радиокомпас прошлого века

Рис.3.14. Ближняя приводная радиостанция с маркерным радиомаяком (слева), экран современного авиационного радиокомпаса (в центре) и радиокомпас прошлого века (справа)

 

Воздушная радионавигационная спутниковая служба

Радионавигационная спутниковая служба, в которой земные станции установлены на борту воздушных судов.

 

Все, сказанное выше о морской спутниковой радионавигации, справедливо и для воздушной, начинавшейся с тех же систем Циклон/Цикада и Транзит, впоследствии замененных универсальными радионавигационными системами GPS и ГЛОНАСС. Кроме того, воздушная радионавигационна служба, так же, как и морская, является пользователем системы безопасности КОСПАС/САРСАТ.

Радиолокационная служба

Служба радиоопределения для целей радиолокации

 

В соответствии с терминологимей регламента ITU радиолокация - это радиоопределение, т.е. определение местонахождения, скорости и/или других характеристик объекта или получение информации относительно данных характеристик путем использования свойства распространения радиоволн, но для целей, отличных от навигации.

Исходя из данного определения к службе радиолокации могут быть отнесены, в первую очередь, радары обнаружения сухопутных, морских, воздушных и космических объектов и определения их параметров, в том числе габаритов, направления и скорости движения, координат и пр. В частности, это могут быть радары большого радиуса действия для обнаружения опасных воздушных и космических объектов, радары средств ПРО и ПВО, береговой охраны, бортовых систем целеуказания и наведения и т.д. Это также могут быть радары среднего и малого радиуса действия, например, полицейские радары, радары охранных систем и т.п.

Другую группу составляют радары различных транспондерных систем, например, для опознавания по сигналам радиоответчиков морских и воздушных судов, для опознавания по RFID-меткам грузов, транспортных средств, товаров, продукции и др.

Еще одну большую группу составляют радары для мониторинга параметров гидросферы, атмосферы и ионосферы, в частности, океанографические и метеорологические радары, радары измерения профиля ветра и пр., которые могут быть одновременно отнесены и к другим службам - метеорологическим и исследования Земли.

Радиолокационная служба использует широкий диапазон частот - от сотен килогерц до десятков гигагерц.

Метеорологический радар профиля ветра и РЛС слежения за космическими объектами

Рис.3.15. Метеорологический радар профиля ветра (слева) и РЛС слежения за космическими объектами (справа).

 

Радиолокационная спутниковая служба

Спутниковая служба радиоопределения, используемая для целей радиолокации.

Эта служба может включать также фидерные линии, необходимые для ее работы.

 

В настоящее время данной службе частоты регламентом не распределены и примеров относящихся к ней устройств и систем нет.

 

3.5. СЛУЖБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗЕМЛИ И КОСМОСА

Данные службы предназначены для получения данных о Земле, ее недрах, гидросфере, атмосфере, ионосфере и магнитосфере, а также о космическом пространстве и его объектах.

Вспомогательная служба метеорологии

Служба радиосвязи, используемая для метеорологических, включая гидрологические, наблюдений и исследований.

 

Данная служба предназначена для получения и передачи данных о параметрах земных сфер для целей метеорологических исследований и прогнозов. Она может включать как фиксированные сухопутные станции, так и подвижные станции, в т.ч. морские радиобуи, собирающие и передающие гидрологическую информацию, и радиозонды - автоматические радиопередатчики, устанавливаемые на воздушных объектах, например, на самолетах, беспилотных летательных аппаратах, аэростатах, воздушных змеях, парашютах и пр. и передающие метеорологические сведения, получаемые датчиками, размещенными на данных объектах.

Кроме того, к данной службе относятся радиолокаторы, получающие информацию о состоянии земной или водной поверхности, например, о толщине снежного покрова или льда, о состоянии атмосферы, в т.ч. о динамике воздушных течений, а также о состоянии ионосферы, например, параметров ее ионизации и максимально применимой частоты МПЧ. Сюда также можно отнести и комплексы типа HAARP, EISCAT, СУРА и др. для активного зондирования ионосферы. В части средств радиолокационного мониторинга эта служба пересекается со службой радиолокации.

радиозонд и базовая система Полюс для сбора информации с радиозондов

Рис.3.16. Радиозонд и базовая система Полюс разработки АО Радий для сбора информации с радиоозондов.

 

См. дополнительно:

HAARP: Что это было на самом деле? Часть 1: Базис.

 

Спутниковая служба исследования Земли

Служба радиосвязи между земными станциями и одной или несколькими космическими станциями, которая может включать линии между космическими станциями и в которой:

- информация, касающаяся характеристик Земли и ее природных явлений, включая данные о состоянии окружающей среды, получается с помощью активных или пассивных датчиков, устанавливаемых на спутниках Земли;

- аналогичная информация собирается с платформ, находящихся на земле или в воздухе;

- такая информация может быть передана на земные станции, принадлежащие соответствующей системе;

- может осуществляться запрос платформ.

Эта служба может включать также фидерные линии, необходимые для ее работы.

 

Данная служба частично является спутниковым вариантом вспомогательной службы метеорологии в части сбора информации с различных сухопутных, морских и воздушных метеорологических платформ. Кроме того, она включает спутники для дистанционного зондирования Земли, т.е. для наблюдения в разных спектрах за процессами на земле и в атмосфере, картографирования земной поверхности и рельефа морского дна, а также для сбора с помощью пассивных и активных (радиолокационных) датчиков информации о параметрах атмосферы, ионосферы и магнитосферы и передачи ее на базовые земные или спутниковые станции.

Данная служба использует спутниковый частотный спектр, начиная с дециметровых волн (с 401 МГц).

исследование Земли с помощью спутниковой группировки Jason

Рис.3.17. Исследование Земли с помощью международной спутниковой группировки Jason.

 

Метеорологическая спутниковая служба

Спутниковая служба исследования Земли для целей метеорологии.

 

Данная служба является службой второго уровня иерархии по отношению к спутниковой службе космичесих исследований и ограничена исключительно задачами метеорологии. Служба представлена большим разнообразием спутников, передающих метеорологическую информацию на частотах, начиная со 137 МГц (наиболее распространенная частота) и выше.

фрагмент карты, полученной с метеоролгического спутника

Рис.3.18. фрагмент карты облачности, полученной с метеорологического спутника.

 

Служба космических исследований

Служба радиосвязи, в которой космические корабли или другие объекты в космосе используются для целей научных или технических исследований.

 

Это определение достаточно широкое и под него могут подпадать спутниковая служба исследования земли, метеорологическая спутниковая служба, межспутниковая служба, радиоастрономическая служба и служба космической эксплуатации.

Данная служба может быть как активной, т.е. связанной с передачей радиосигнала, так и пассивной, связанной только с приемом сигналов, например, сигналов естественного происхождения.

Примерами данной службы могут являться системы связи с межпланетными станциями и спускаемыми аппаратами, орбитальными телескопами, космическими обсерваториями для измерения параметров солнечного ветра и космической среды и т.д.

спутник солнца ACE и предоставляемая им информация о солнечном ветре

Рис.3.19. Cпутник солнца ACE (NASA) и предоставляемая им информация о солнечном ветре.

 

Радиоастрономическая служба

Служба, осуществляющая применение радиоастрономии.

 

Радиоастрономическая служба является пассивной и связана с приемом естественных радиосигналов космического происхождения. К ней относятся такие инструменты, как радиотелескопы, радиоинтерферометры и риометры. Интервал частот, используемый этой службой, достаточно широк - от десятков мегагерц до сотен гигагерц.

радиотелескоп Аресибо и риометр комплекса HAARP

Рис.3.20. Радиотелескоп Аресибо (слева) и риометр комплекса HAARP (справа)

 

 

3.6. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ

Межспутниковая служба

Служба радиосвязи, обеспечивающая связь между искусственными спутниками.

 

Данная служба используется, в первую очередь, для организации внутренних каналов информационного обмена в спутниковых группировках различных спутниковых систем, в т.ч. систем связи, радионавигации, исследования земли и космоса, метеорологии и др. В связи отсутсвием на линиях связи космос-космос проблем с распространением радиоволн, характерных для линий связи земля-космос и космос-земля, в межспутниковой службе используются частоты от двух десятков гигагерц и выше, что позволяет резко сократить размеры антенн и излучаемую мощность.

Служба космической эксплуатации

Служба радиосвязи, предназначенная исключительно для эксплуатации космических кораблей, в частности для целей космического слежения, космической телеметрии и космического телеуправления.

 

Без данной службы не обходится ни один космический аппарат. Использует частоты, начиная с 30 МГц и выше.

 

3.7. СЛУЖБЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ

Служба стандартных частот и сигналов времени

Служба радиосвязи в интересах научных, технических и других целей, обеспечивающая передачу определенных частот, сигналов времени или тех и других, установленной высокой точности, предназначенных для всеобщего приема.

 

Данная служба в настоящее время, в связи с повсеместным внедрением спутниковых многофункциональных систем, в частности навигационных систем GPS и ГЛОНАСС, менее востребована, чем во второй половине 20 века. Однако системы такого типа продолжают функционировать, что обусловлено наличием ранее построенных передающих комплексов, простотой приемной аппаратуры, а также необходимостью наличия резерва на случай глобального или локального отказа или подавления спутниковых систем. В частности, в главе 2 уже упоминалась немецкая радиостанция DCF77, передающая сигналы точного времени и предупреждения о чрезвычайных ситуациях, функционирующая по сей день и используемая, в т.ч. для синхронизации бытовых часов.

Данной службе распределены фиксированные стандартные частоты 20, 2500, 5000, 10000, 15000, 20000 и 25000 кГц, используемые в качестве эталонов. При этом станциям других служб, работающим на некоторых других частотах, в частности, в интервалах 14 - 70 кГц, 72 - 84 кГц и 86 - 90 кГц также разрешено передавать сигналы эталонных частот и точного времени.

Спутниковая служба стандартных частот и сигналов времени

Служба радиосвязи, использующая космические станции, установленные на спутниках Земли, для тех же целей, что и служба стандартных частот и сигналов времени.

Эта служба может включать также фидерные линии, необходимые для ее работы

 

Данная служба является спутниковым аналогов описанной выше. Ей распределены несколько участков в интервале частот от 400 МГц до 30 Ггц. В настоящее время данная служба поддерживается радионавигационными спутниковыми системам GPS и ГЛОНАСС.

 

3.8. ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СЛУЖБЫ

Любительские радиослужбы сыграли и продолжают играть огромную роль как в области развития радиотехники, так и в области воспитания молодежи путем привлечения ее к радиоспорту и привития ей интереса к научно-техническому творчеству. Радиолюбители, занимающиеся любительской радиосвязью, объединены под эгидой Международного союза радиолюбителей IARU (International Amateur Radio Union), а также под эгидой национальных федераций радиоспорта. IARU и национальные федерации осуществляют дополнительное регулирование выделенного любительским службам радиочастотного спектра, проводят соревнования по радиосвязи и учреждают различные дипломы за достижения в области любительской радиосвязи.

Любительская служба

Служба радиосвязи для целей самообучения, переговорной связи и технических исследований, осуществляемая любителями, т. е. лицами, имеющими на это должное разрешение и занимающимися радиотехникой исключительно из личного интереса и без извлечения материальной выгоды.

 

Данная службе регламентами ITU и IARU разрешено ведение любительской связи на большом числе диапазонов, начиная с длинных волн и кончая миллиметровыми волнами, а также разнообразными видами связи - телеграфом, телефоном с различными видами модуляции, телетайпом и другими цифровыми видами, а также с помощью любительского телевидения. Любительской службе также разрешено эксплуатировать радиомаяки для мониторинга прохождения радиоволн, а также ретрансляторы для повышения дальности связи на ультракоротких волнах.

популярные радиолюбительские трансиверы и антенны.

Рис.3.21. Популярные радиолюбительские трансиверы и антенны.

 

Любительская спутниковая служба

Служба радиосвязи, использующая космические станции, установленные на спутниках Земли, для тех же целей, что и любительская служба.

 

Любительская радиосвязь через спутники ведется в тех же диапазонах, начиная с двухметрового (144-146 МГц), но в специально выделенных полосах частот. Формально разрешена связь и на более низкочастотных диапазонах, но по техническим соображениям они мало востребованы. Связь осуществляется только через спутники, разрабатываемые и изготовливаемые радиолюбительскими коллективами. В рамках спутниковой любительской службы разрешена также связь через естественный спутник Земли - Луну, используя ее в качестве пассивного ретранслятора.

первые радиолюбительские спутники связи OSCAR-1 и OSCAR-3

Рис.3.22. Первые радиолюбительские спутники связи OSCAR-1 и OSCAR-3

 

 

3.9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Данные определения могут быть применены к любой службе, которая удовлетворяет их критериям.

Служба безопасности

Любая служба радиосвязи, которая используется постоянно или временно в целях безопасности человеческой жизни и имущества.

 

Специальная служба

Служба радиосвязи, не определенная иначе в настоящем разделе, осуществляемая исключительно для конкретных потребностей, имеющих общую полезность, но не открытая для общественной корреспонденции.

 

 

* * *

 

 

поделиться ссылкой

 

Перепечатка без согласования с автором запрещена.
При цитировании обязательно указание автора, названия и активной ссылки на данную страницу
или ссылки на титульную страницу публикации.

 

наверх

 

 

Радиослужбы

Опубликовано 17.09.19. Последнее изменение - нет.

© Janto 2019